Найти тему

Чтение на лето. Советы. (Только не показывайте учителям)

Если хотите, чтобы ребёнок просто выполнил задание по списку для чтения, тогда это не для вас.

А вот если есть желание, чтобы книга стала потребностью, примите советы.

Часть 1. Для 5-7 класса.

Не заставляйте читать по списку из программных авторов и произведений!! Знакомство с этими произведениями гораздо эффективнее во время изучения в школе. В противном случае происходит следующее: читал из-под палки, половину не понял, потому что не у кого узнать, да и боятся\стесняются дети спрашивать, потом в школе во время изучения - кто ж будет читать?А так как осталось непонятым и забытым, так и «пройдёт»! Всё мимо. Ну какая любовь из-под палки?

Давайте «Винни Пуха», «Карлсона» и др. Главное – приключения. Но подбирайте издания с крупным шрифтом! Делайте скидку на то, что навыки чтения ещё далеко не у всех сформированы. НЕ бойтесь современных книг по возрасту. Главное, чтобы не было жестокости. Специально читала «Гарри Потера». Пусть читают! Посмотрите на форумах, что понравилось детям подходящего возраста. Если нет денег купить книгу, пусть читает в электронке. Только шрифт покрупнее. И время от времени находите иллюстрации, по ним лучше осознаётся прочитанное и можно проверить, когда приходите домой после работы.

Для класса 7 хорошо бы «Робинзона Крузо»,"Гулливера» и др. Но ищите адаптированный вариант для детей. Не надо «Алые паруса»,особенно мальчикам. Будет оскомина на всю жизнь.

Ваша цель – не связать чтение с насилием, скукой и неподъёмностью именно для вашего ребёнка.

Часть 2. Переход в 8 класс.

Тот же совет – читать то, что сейчас востребовано современными детьми. Не примеряйте их запросы на ваши в далёком прошлом. НО надо и классику: обязательно Дюма, можно Диккенса. Мальчишкам – классическую фантастику. Обязательно Ж.Верна, потом Брэдбери (рассказы), Азимова. Детективы К.Дойля многих научили любить книгу.

А ещё, если созрел, полезно и «Повесть о настоящем человеке», «Как закалялась сталь» и «Молодую гвардию».

Часть 3. Для переходящих в 9 класс.

«Онегина» и «Героя нашего времени» можно прочитать, если читает медленно. А если чтение даётся легко, оставьте на школьное время. А сейчас можно из Пушкина «Выстрел», «Метель» ( это обязательно понравится). Из Гоголя не надо сейчас «Мёртвые души», дайте небольшие повести. Если что-то не читали из списка для 8 класса (см. выше), пусть прочтёт. По возрасту «Граф Монте Кристо». Но если нравится что-то вроде «Властелина колец» - пусть читает!

Совет такой: по возможности хотя бы чуть-чуть обсуждайте, пусть привыкнет задавать вопросы о непонятном. А там много для них непонятного: время давно ушедшее. Если сами не знаете - тоже хорошо. ПРоявите заинтересованность, поищите в интернете вместе. Это сблизит вас. Только не надо возмущаться: как это ты не знаешь! А кто-то рассказывал? Теперь – если сами не читали, а заставить хочется. И есть время. Так и скажите: не читал/а, теперь понимаю, что зря. Давай вместе, или ты мне будешь хоть кратко рассказывать, что ж там произошло. Если какая-то книга не "пошла", разрешите сменить. Найдите "методом тыка" то, что заинтересует.

Если очень плохой навык осознанного чтения – делать нечего: читать хоть по слогам, но вслух и РЕГУЛЯРНО в любом возрасте! Пусть по телефону вам, по скайпу бабушке-дедушке. И НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ВОЗМУЩАТЬСЯ! Можно иронию, но не сарказм или оскорбление.

Позаботьтесь о самом дорогом. Попробуйте оторвать от игр, от скуки, от одиночества. Сама много лет проработала учителем. Делала так, но не афишировала. Многие выросли читающими людьми.

А если вы всё сделали, а ваше чадо всё равно отчаянно сопротивляется, не грызите себя. Бывает и такое. Пусть научно-популярное почитает. Пусть поделает что-нибудь руками.

Удачи!

Чуть позже поговорим о старшеклассниках.