Найти в Дзене
Ника Марш

"Сходить на улицу" в Лондоне не позволяли

В средневековом Лондоне в разные периоды жили до ста тысяч человек. И для каждого существовало правило: подступила надобность – отправляйся в уборную. «Сходить на улицу» в городе не позволяли. Тем более, что существовали общественные заведения. Как раз на такой случай.

кадр из сериала "Пустая корона" по произведениям Шекспира
кадр из сериала "Пустая корона" по произведениям Шекспира

Если речь идёт о Средних веках, то у многих возникает ассоциация: время было тёмное и грязное. А между тем, это совершенно не так. Трудности с гигиеной начались существенно позже, с XVI века. Именно тогда в городах Европы стали закрывать бани и усомнились в важности мытья. А вот в XIII и XIV веках ситуация была абсолютно другой. Бань имелось множество (подробнее об этом я писала в своей статье), а для «надобностей» открывали общественные уборные.

Большой город, каким был Лондон в тринадцатом веке, требовал решения деликатной проблемы. Население росло, и чтобы столица не задохнулась в нечистотах, открывали заведения для всех. Их точное количество установить невозможно просто потому, что не вёлся их учёт. Но про существование уборных нетрудно узнать из материалов… судебных дел.

общественные уборные часто устраивали в крепостных стенах
общественные уборные часто устраивали в крепостных стенах

Например, точно известно, что в 1291 году француз Жан д’Абиндон подвергся нападению возле общественного отхожего места. Дело происходило возле ворот Криплгейт, в приходе Сен-Мартинс-Ле-Гран. Точно такая же история произошла в 1312 году с Чипом Уордом, на улице, где торговали скобяными изделиями. Не было бы документа, где записали об этих происшествиях, не узнали бы мы о таких заведениях, как средневековые городские уборные.

Впрочем, в исторических источниках упоминаются ещё как минимум три «заведения» в английской столице - на Темпл Бридж, в районе Квинхайт и на Лондонском мосту. И пусть вас это не удивляет: мост тринадцатого века – не только переправа. Это настоящий квартал! Широкий, с домами, тавернами. Одних лавок на мосту в середине XIV века насчитали 138! Конечно, были там и общественные уборные: к началу 1320-х построили сразу несколько. Нетрудно догадаться, куда отправлялось их «содержимое». Прямо в реку, которая текла под ногами. Впрочем, также поступали и внутри частных домов на мосту...

средневековый мост был самостоятельным кварталом - с домами, лавками, тавернами
средневековый мост был самостоятельным кварталом - с домами, лавками, тавернами

Именно на мосту посетителей отхожих мест было особенно много (там велась бойкая торговля), поэтому в 1377 году местные жители попросили у властей: надо бы провести масштабную реконструкцию туалетов. А пятью годами позже возле реки построили «удобства» для состоятельных горожан – помещение было хорошо оборудовано по меркам XIV века и обошлось Лондону в одиннадцать фунтов. И это считалось солидным вложением! Обычный работяга того времени получал всего 5-7 пенсов в день.

Но вот «сходить на улицу» в Лондоне не позволяли. Это считалось недостойным и за это полагался штраф. Томас Скотт, провинциальный мельник, приехавший в город по делам, о таких тонкостях не знал. И когда ему "приспичило", решил сделать это в первом попавшемся переулке. Дело происходило в 1307 году, и поведение Томаса очень возмутило проходивших мимо братьев Уиллис. Чай, не Индия! Началась перепалка, потом один толкнул другого… Обиженный Томас пожаловался властям, но когда дело разбирали и узнали про поступок, с которого всё и началось, мельника оштрафовали. Свою жалобу мужчине пришлось отозвать. Виноватым сочли именно его.

средневековая миниатюра
средневековая миниатюра

Удобства в городе были двух типов – одни строили над канавой или рекой, чтобы оттуда содержимое попадало в Темзу, другие – над большими ямами, которые постепенно заполнялись. По мере необходимости ямы или вычищали, или зарывали. Тогда приходилось организовывать новое заведение.

Некоторые места закрывались из-за того, что пришли в полную негодность. В 1326 году Ричард Рейкер упал в выгребную яму при посещении уборной. До этого несколько дней лил дождь, и влага просочилась. Мостки уже были подгнившими, а тут и вовсе превратились в труху... Ричарда спасти не удалось, и это решило судьбу заведения. Его снесли на следующий же день.

А строили "места" почти у всех ворот – чтобы приезжие не загрязняли город. Открывали возле рынков или крупных приходов. Были такие у ворот Ладгейт (есть упоминание об этом в 1420-х годах), у Нового рынка, и ещё в городской стене у ворот Бишопсгейт. В качестве естественной канализации долгое время выступал приток Темзы, Уолбрук. Над этим притоком уборные стали строить еще в XIII веке, хотя официальное разрешение получили только в 1383 году, в царствование Эдуарда III.

при Эдуарде III вопросы отхожих мест в Лондоне разбирали неоднократно
при Эдуарде III вопросы отхожих мест в Лондоне разбирали неоднократно

Конечно, горожане не всегда были аккуратны. Некоторые использовали «заведения» чтобы просто выкинуть мусор. Река загрязнялась, многие возмущались. Королю Эдуарду III приходилось лично разбирать тяжбы лондонцев, недовольных поведением соседей. Но как справиться с этой ситуацией – никто не знал. Уж очень это было удобно - канализация и мусоропровод "два в одном". Тогда король повелел: каждый, кто возводит отхожее место над ручьем, обязан уплатить в казну 2 шиллинга в год. Эти средства шли на поддержание чистоты: нанимали рабочих, которые чистили берега и вылавливали сетями грязь из Темзы.

Судьба притока Уолбрук решилась в середине XV века. Именно тогда власти пришли к окончательному решению – снести все «заведения» над притоком, и построить над ним дорогу. Спустя ещё одно столетие ручей почти целиком был спрятан под землей, как и многие городские речушки в Европе.

«Эти воды несутся теперь на глубине 35 футов, - написал Питер Акройд в книге «Подземный Лондон», - канава, идущая вдоль Кэннон-стрит, до сих пор напоминает об исчезнувшей долине, через которую текла река».
кадр из фильма "Белая королева", ведь именно в эпоху войны Роз решилась судьба притока Темзы
кадр из фильма "Белая королева", ведь именно в эпоху войны Роз решилась судьба притока Темзы

Отхожие места для горожан продолжали возникать и впоследствии. У знати, конечно, были собственные «гардеробные» - так их витиевато называли, а у королей – даже со смывом. Известно, что таким нововведением мог похвастаться, например, король Генрих VIII.

Но во все века находились любители "сходить на улицу". И не в каждом случае, как с Томасом Скоттом, удавалось призвать к ответу таких неаккуратных людей.

Примечание: автор, конечно, знает, что в 1307 году обыватели в Англии еще не подозревали об индийских особенностях быта))

#наука #великобритания #интересные факты #европа #средневековье

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!

Лайки помогают развитию канала!