Автор: Юлия Бронина-Кац, участница Женской Лиги РЕК
Танец издавна был еврейской практикой: для ашкенази — во время радостных событий, для хасидов — в экстатической молитве, для евреев-сефардов — на праздниках. А танец Мириам и женщин — это портал в новую парадигму: выходя за пределы дуальности, они воплощают состояние реализации, невероятной вовлеченности, которая двигает их к освобождению. Наполняя танец осознанными эмоциями, мы делаем его языком общения с Богом.
После окончания библейского периода и на протяжении большей части Средневековья в иудаизме можно найти меньше примеров священного ритуального танца. Однако сохранились свадебные танцы, а также некоторые танцы во время празднеств. Мужчины и женщины танцевали отдельно на религиозных мероприятиях, но танец тем не менее был существенным элементом праздников.
За последние несколько столетий появились сложные танцы в честь молодоженов, в том числе культовый ритуал подъема жениха и невесты и танца с ними на стульях. Свадебные танцы сегодня остаются важной частью еврейской культурной самобытности.
Хасидизм, зародившийся в XVIII веке, сосредоточился на молитве с радостью и страстью и поиске связи с Богом через песни и танцы. Как и в библейские времена, танец снова стал формой религиозного выражения. Хасиды танцевали кругами, с нарастающим темпом, ища своего рода экстаз в повторении движений. Танцоры пели бессловесную мелодию (нигун), а иногда их ребе танцевал сам перед группой, задавая новые движения для круга и ритм. Этот вид хоровода, который до сих пор практикуется в некоторых хасидских общинах, мог длиться часами.
В конце XIX — начале XX века возник другой вид еврейского танца — израильский народный танец
Пионеры, приехавшие в Израильскую землю со всей Европы, привезли с собой свои родные танцы и на их основе создали израильские народные танцы, выражая свою страсть и желание вернуться в Землю обетованную. Танцы босиком с быстрыми движениями стали важной формой самовыражения для новых иммигрантов. С появлением государства Израиль народные танцы заняли место национального развлечения. Постепенно израильские танцы распространились по еврейским общинам всего мира, становясь для евреев диаспоры важным средством связи с еврейским государством. Израильский танец также расширил свой репертуар, поскольку евреи из разных культур, включая Йемен и Эфиопию, внесли свой вклад в красоту и разнообразие израильского народного танца.
XX век в целом принес много изменений в танец. Стали появляться новые танцевальные течения, танец стал выходить за рамки простого развлечения и использоваться как форма общения и самовыражения.
Преподаватели танцев начала XX были первыми, кто осознал, что танец не ограничивается техническими, интеллектуальными и хореографическими достижениями — танец и движение влияют на эмоциональное состояние и развитие человека. Впервые в качестве метода терапии и реабилитации танец начали применять после Первой мировой войны в Америке. У истоков стояли гуманистические психологи и хореографы, среди которых было немало евреев.
Для евреев танец всегда был одухотворен, поэтому неудивительно, что сознательный танец стал использоваться специалистами для лечения посттравматических расстройств
Терапия танцем опирается на метафоры движения, форму невербальной коммуникации, которая может дать полезную информацию о моделях поведения человека, о его убеждениях, отношениях и эмоциональном состоянии. Двигательные метафоры позволяют исследовать и наше бессознательное, способны изменить наше восприятие событий. Движение помогает психически дистанцироваться от личных забот. В танце идея или эмоция может быть постигнута, рассмотрена, выражена. Движение может пролить свет на старые проблемы, сформулировать текущие и предвидеть будущие.
Танцевальную терапию можно использовать для снижения стресса, профилактики болезней и управления настроением. Кроме того, танец снимает мышечное напряжение. Терапия танцем способствует самосознанию, самооценке и созданию безопасного пространства для выражения чувств. Движение и танец улучшает настроение человека, образ тела, уменьшает беспокойство. Движение становится больше чем упражнением — оно становится языком. Люди, проходящие лечение, выражают сознательные и бессознательные чувства посредством танца. Танцевальные терапевты помогают пациентам работать над проблемами, используя «словарь движений», который сосредоточен на физическом выражении, а не на словах.
То, что движение полезно для тела и ума, — хорошо известный факт
Умственные и эмоциональные преимущества движения многочисленны. Те же эндорфины, которые заставляют нас чувствовать себя лучше во время движения, также помогают нам концентрироваться и крепче спать, повышают энергию и делают более устойчивыми при столкновении с психическими или эмоциональными проблемами. Чувства и жизненный опыт живут внутри тела и часто остаются невыраженными, «застревают» в теле. Тело может быть ключом к глубокому исцелению. И для этого вовсе не нужно быть танцором. Движение и танец могут помочь восстановить связь между телом и эмоциями, связь между человеком и Богом.