Теперь посмотрим с другой стороны – со стороны обучающей. Можно различить несколько побудительных мотивов преподавания айкидо.
Мотив первый. Энтузиазм. Айкидзин, занимающийся некоторое количество лет и достигший определенной квалификации, желает делиться своими навыками с другими людьми, желающими обучаться технике айкидо.
Мотив второй. Тренировочный. В силу каких-то обстоятельств айкидзин оказывается оторван от привычного коллектива своей группы, в которой он до этого занимался. Теперь для организации для себя нормального тренировочного процесса человек вынужден собрать вокруг себя новую группу учеников, из которых есть возможность вырастить для себя подходящего уке.
Мотив третий. Коммерческий. «Деньги, товарищи, еще никто не отменял» (с) Случается, что у человека нет иной достойной работы, кроме тренерской. Возможен и вариант – деньги требуются на оплату аренды зала и прочих сопутствующих занятиям расходов.
Мотив четвертый. Воспитательный. В большей степени присущий детским тренерам, умеющим и любящим работать с детьми.
Мотив пятый. Мировоззренческий. Самый, пожалуй, трудный для восприятия со стороны. Айкидзин, достаточно глубоко занимающийся айкидо, стремящийся понять его философию и внутренний дух, теперь сам пытается поделиться своим пониманием айкидо с единомышленниками.
Даже при столь грубой и приблизительной квалификации целей обучения-изучения айкидо возможно огромное количество комбинаций встречных стремлений и ответных мотивов в процессе обучения айкидо.
Самым простым ответом на поставленный вопрос было бы конечно: цель обучения айкидо – чтобы путем преподавания того-то и того-то научить людей тому-то и тому-то. Но как втолкать в это прокрустово ложе хотя бы одну тренировку с реальными людьми – вот занимается человек с серьезными физическими ограничениями, с огромным трудом двигающийся от аттестации к аттестации, вот двое молодых романтиков прибежали с танцев приобщиться к боевому искусству, вот опытный боец джиу-джицу и каратэ пытается придать хоть сколько-то грациозности своим мощным движениям, вот подросток нехотя отрабатывает очередную аттестационную программу, потому что тренер-отец силой вытащил из-за монитора, а вот несколько взрослых солидных мужчин усердно изучают возможность защиты от реальной атаки ножом, при том, что прекрасно понимают, сколь малы шансы на это, а с другой стороны, никогда на этот нож не кинувшиеся бы – и по здравому смыслу, и по образу жизни.
Мне кажется, правильно было бы дать пусть и излишне пространный, однако честный ответ – моя цель обучения айкидо – дать своим ученикам ( и при этом, как ни странно, учиться у них тому же ) ощущение спокойной, соответствующей окружающему миру жизни, понимание гармонии как адекватности происходящему рядом с нами. Детям помочь понять необходимость взаимоуважения и терпимости, при этом развивать их как физически, так и психологически и этически, подросткам показать бессмысленность упертого противостояния и обреченности пути агрессии и насилия, взрослым дать возможность подкрепить пришедшее с годами понимание жизни физическими возможностями это понимание отстаивать от неадекватных оппонентов, романтиков в розовых очках опустить с небес на землю, помочь им обрести реальное ощущение неспокойного мира и не дать при этом пасть в отчаяние от неспособности от него защититься, жестких бойцов будо немного «расслабить», снять напряжение с тела и зацикленного на постоянном бое сознания. И всех – собрать вместе, как маленькое отражение многогранного мира, в котором нашу небольшую группу объединяет общее увлечение – Айкидо, искусство гармонии
И еще мелким шрифтом для тех, кто вместо ссылки на Яндекс.Дзен предпочитает копипастинг: сохранение в тексте всех оригинальных фото и указание авторства - обязательны.