Найти в Дзене
Разноцветные грани

Художник Николай Павлович Ульянов. Многогранный талант

Хочу поблагодарить одного из читателей, напомнившего мне о замечательном художнике. Благодаря его комментарию к статье о портретах Пушкина, я практически открыла для себя Николая Павловича Ульянова как художника и как человека. Конечно, мне и раньше были знакомы некоторые работы Ульянова, такие, как находящийся в Третьяковке портрет Станисловского или "Пушкин на балу", но и только.

Н.П. Ульянов. Константин Сергеевич Станиславский за работой. 1947 г. Холст, масло. 142х161 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Н.П. Ульянов. Константин Сергеевич Станиславский за работой. 1947 г. Холст, масло. 142х161 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

О жизни художника я практически ничего не знала. А он, сын уездного фельдшера, прошёл путь от подмастерья, от ученика иконописной школы до члена-корреспондента Академии художеств. Учился у Николая Ге и Валентина Серова, причём не абы как, а был одним из любимых учеников. Был лично знаком со многими известными людьми, написал их портреты — например, А.П. Чехова, Всеволода Иванова, Константина Бальмонта, Викентия Вересаева. В частности, учился в Школе живописи, ваяния и зодчества вместе с Татьяной Львовной Толстой —дочерью писателя, и бывал в доме Толстых в Хамовниках, имел возможность наблюдать непростую семейную ситуацию, беседовал со Львом Николаевичем.

Н.П. Ульянов. В.Э. Мейерхольд в роли Пьеро. ("Балаганчик" А.Блока) 1907 г. Источник: сайт Российской Академии художеств ttps://www.rah.ru/the_academy_today/the_members_of_the_academie/member.php?ID=53931
Н.П. Ульянов. В.Э. Мейерхольд в роли Пьеро. ("Балаганчик" А.Блока) 1907 г. Источник: сайт Российской Академии художеств ttps://www.rah.ru/the_academy_today/the_members_of_the_academie/member.php?ID=53931

Приведу биографическую справку из Википедии.

Н. П. Ульянов родился 19 апреля (1 мая) 1875 год в Ельце (ныне Липецкая область) в семье уездного фельдшера. В 1887 году окончил елецкую церковно-приходскую школу. Учился в иконописной мастерской на Первой Мещанской улице (1888), МУЖВЗ (1889—1901) и в мастерской В. А. Серова (1899—1902).
В 1901—1903 годах выполнял обязанности помощника в мастерской В. А. Серова и К. А. Коровина. Преподавал в Мясницком казённом училище (с 1901), в школе художницы Е. Н. Званцевой (1901—1906), в собственных Классах живописи и рисования для начинающих (1901—1907), в Строгановском училище (1915—1918), в Первых государственных свободных художественных мастерских (1919—1920), во ВХУТЕМАС (1920—1921), в Пречистенском практическом институте (1919—1921), в школе для одарённых детей в Больших Вяземах под Москвой (1920—1921), в МГХИ (с 1943).
Член Московского товарищества художников (1902—1912), «Союза русских художников» (1911—1923), объединений: «Мир искусства» (1913—1920), «Четыре искусства», «Жар-цвет» (1925).
Преподавал в частных школах Е. Н. Званцевой и А. А. Хотяинцевой (1901—1907). В 1942—1943 годах преподавал в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, находящемся в эвакуации (Самарканд). В 1943—1945 годах руководил портретным отделением Московского художественного института. Член-корреспондент АХ СССР (1949).
В 1907 году экспонировал работы на выставке «Венос» («Стефанос»). В 1908 году принял участие в портретной выставке в Таврическом дворце (Петербург). В январе 1909 года участвовал в выставке, устроенной журналом «Золотое руно». В 1911 году участвовал во Всемирной выставке в Риме. Персональные выставки: Дрезден (1905), Москва (1926, 1929, 1951, 1961, 1965, 1975), Ленинград (1978).
Н. П. Ульянов скончался 5 мая 1949 года. Похоронен на Введенском кладбище

Как видим, в молодости он искал свой стиль. Прошёл через увлечение импрессионизмом и ретроспективизмом в духе художников объединения «Мир искусства». В дальнейшем использовал опыт мастеров символизма, кубизма, футуризма и даже абстракционизма, вместе с тем восхищался классическим искусством.

Пейзаж с рекой. 1900-е. Частное собрание
Пейзаж с рекой. 1900-е. Частное собрание
Венеция. Собор Сан Марко. 1907 г.  Дерево, масло. 25 х 16,5 см
Венеция. Собор Сан Марко. 1907 г. Дерево, масло. 25 х 16,5 см
Апельсиновое дерево. Картон, масло, 32,5x21,5.
Апельсиновое дерево. Картон, масло, 32,5x21,5.
Деревья в цвету. 1910-е гг., Холст, масло, 27,5x36 см
Деревья в цвету. 1910-е гг., Холст, масло, 27,5x36 см
Парижская витрина. 1909-1911 гг. Бумага, картон, масло.  50.5см x 73см
Парижская витрина. 1909-1911 гг. Бумага, картон, масло. 50.5см x 73см
Оркестр. 1921 г. Холст, масло. 48 х 101 см. Тульский областной художественный музей
Оркестр. 1921 г. Холст, масло. 48 х 101 см. Тульский областной художественный музей

Николай Павлович проявил себя и как талантливый иллюстратор сказок. В 1914 г. в «Подарочной серии» издательства И. Кнобеля вышли «Аладин и волшебная лампа» и «Сказка о разноцветных рыбах» с его рисунками.
Посмотрите, какие это были замечательные детские книги! Ничуть не хуже современных, хотя изданы более века назад. Листайте галереи — каждой книге посвящена отдельная.

«Сказка о разноцветных рыбах» характеризовалась рецензентами как «одна из самых прекрасных детских иллюстрированных книжек по живописности, прос­тоте и красоте. Рисунки все прекрасно нарисованы, цельны, строги, близки к тексту. В них нет ничего лишнего».

Можно сказать, что к 20-ым годам прошлого века Н.П. Ульянов, оставив авангардные поиски, выработал собственную систему, характеризующуюся множественностью изобразительных приёмов и направленную на создание «спрессованных символов современной цивилизации». Такое художественное видение художника обусловило его длительное сотрудничество с К.С. Станиславским и его последователями (МХАТ, Малый театр, Оперный театр им. К.С. Станиславского). В 1917 году Ульянов стал одним из основателей Профсоюза художников-живописцев Москвы. В 1924-ом создал серию зарисовок похорон В.И. Ленина в Колонном зале Дома союзов.
Ленина Николай Павлович рисовал и раньше. На одном из сайтов аукционов удалось найти рисунок 1921-го года. Жаль, что водяные знаки мешают просмотру, но хоть так можно посмотреть.

 Портрет В.И. Ленина. 1921 г. Бумага, графитный карандаш. 36 х 27 см. Слева внизу : Ул21. Натурный набросок
Портрет В.И. Ленина. 1921 г. Бумага, графитный карандаш. 36 х 27 см. Слева внизу : Ул21. Натурный набросок

Приведу ещё несколько графических работ Николая Павловича, чтобы вы могли убедиться, что он был не только прекрасным живописцем, но и замечательным рисовальщиком.

Карусель. 1908 г. Бумага, карандаш, перо, тушь. 18,5х38 см
Карусель. 1908 г. Бумага, карандаш, перо, тушь. 18,5х38 см
На Аппиевой дороге. 1912 г. Бумага, карандаш. Гравюрный кабинет ГМИИ им. А.С.Пушкина. Рисунок исполнен во время второго путешествия Ульянова в Италию в 1912 году
На Аппиевой дороге. 1912 г. Бумага, карандаш. Гравюрный кабинет ГМИИ им. А.С.Пушкина. Рисунок исполнен во время второго путешествия Ульянова в Италию в 1912 году
Портрет художника Ивана Адольфовича Кнабе. 1909 г. 42х39 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет художника Ивана Адольфовича Кнабе. 1909 г. 42х39 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Пушкин-мальчик на дереве.   1936 год
Пушкин-мальчик на дереве. 1936 год
 Портрет писателя Алексея Николаевича Толстого. 1912. Картон, уголь. 70,2 Х 53,7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет писателя Алексея Николаевича Толстого. 1912. Картон, уголь. 70,2 Х 53,7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1925-ом году вышла книга о Николае Павловиче. Он был уже признанным художником, мастером, хотя самые известные его работы ещё впереди. Некоторые страницы из книги представлены в галерее ниже. Листайте стрелкой справа.

Изображения взяты с сайта https://antiqrussia.ru/, на котором сейчас эту книгу можно купить за 7500 рублей.

Сейчас Николай Павлович Ульянов известен, прежде всего, как автор пушкинианы — рисунков и картин, посвященных великому русскому поэту. По воспоминаниям художницы Елены Плехан, Ульянов с 1916 года до конца жизни работал по пушкинской теме: «Гипсовая маска Пушкина висела над письменным столом Ульянова. Он любил говорить о Пушкине, его времени, фантазировал...».

Николай Павлович приближался к работе над образом Пушкина долго и осторожно. Первые подходы к теме относятся к 1906 году, когда, по словам художника, он сделал пробные наброски. Вот как вспоминал он об этом позднее: «Я помню этот день очень ясно — было холодно, шел дождь, и, как бы согреваясь теплом пушкинской темы, я стал набрасывать композицию». Потом был долгий перерыв в 10 лет, и новая попытка...»

Пушкин с женой в Петергофе. 1937 г. Бумага, акварель, уголь
Пушкин с женой в Петергофе. 1937 г. Бумага, акварель, уголь
Пушкин на ярмарке у Святогорского монастыря. 1930-е гг. Бумага, акварель
Пушкин на ярмарке у Святогорского монастыря. 1930-е гг. Бумага, акварель
Пушкин с женой. 1939 г. Бумага, уголь, растушка
Пушкин с женой. 1939 г. Бумага, уголь, растушка
Пушкин в книжной лавке Смирдина. 1949 г. Бумага, уголь
Пушкин в книжной лавке Смирдина. 1949 г. Бумага, уголь

Картина "Пушкин с женой на придворном балу" стала хрестоматийной.

А.С. Пушкин с женой на придворном балу перед зеркалом. 1936-1937 гг. Музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
А.С. Пушкин с женой на придворном балу перед зеркалом. 1936-1937 гг. Музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Здесь все персонажи, кроме Александра Сергеевича и Натали, изображены "за стеклом" — в зеркале. При этом и лицо Натали мы видим в зеркале. И лишь поэт "вне зеркала", тревожно обернулся, понимая, что сейчас им с женой предстоит подняться по этой лестнице.

В 1975-ом году, к 100-летию со дня рождения Н.П. Ульянова, была выпущена почтовая марка с изображением этой картины.

-23

Хрестоматийно известен также созданный Н.П. Ульяновым портрет М.Ю. Лермонтова.

Н.П.Ульянов. Портрет Михаила Лермонтова. 1941. Холст, масло. Государственный музей истории российской литературы имени В.И.Даля
Н.П.Ульянов. Портрет Михаила Лермонтова. 1941. Холст, масло. Государственный музей истории российской литературы имени В.И.Даля

Картину "Лористон в ставке Кутузова" Ульянов создавал во время Великой Отечественной войны — приступил к работе в 1944 году, закончил — в 1945-ом. Полотно изображает встречу главнокомандующего русских войск с послом Наполеона генерал-адъютантом Лористоном в селе Тарутино 23 сентября (5 октября н.с.) 1812 г. На предложенный Наполеоном мир Кутузов ответил решительным отказом.

Николай Ульянов. Лористон В Ставке Кутузова. 1945 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Николай Ульянов. Лористон В Ставке Кутузова. 1945 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Для Кутузова художнику позировал народный артист СССР Михаил Михайлович Тарханов, для Лористона — артист и режиссёр Театра им. К. С. Станиславского Павел Иванович Румянцев.

Писатель Валентин Пикуль в «Генерале на белом коне» написал такие строки:

«…картину — „Лористон в ставке Кутузова“ — наш замечательный мастер живописи Н. П. Ульянов создал в тяжкие годы Великой Отечественной войны, когда враги вновь встревожили историческую тишину Бородинского поля. Его картина „Лористон в ставке Кутузова“ служила грозным предупреждением захватчикам, которых в конечном счёте ожидал такой же карающий позор и такое же беспощадное унижение, какие выпали на долю зарвавшегося Наполеона и его надменных приспешников…Очень хотелось мне сказать больше того, что я сказал. Но я, кажется, сказал самое главное, и этого пока достаточно.»

Когда-то Николай Ге сказал своему юному ученику: «Вы будете потрясающим живописцем!» Сейчас можно сказать, что эти пророческие слова сбылись. При этом Николай Павлович стал не только замечательным художником, но и писателем. Он написал воспоминания, в частности, и о своих учителях — Николае Ге, Валентине Серове. Он писал и стихи, но, в основном, для себя.

Источник фото: http://www.museumpushkin.ru/ulianov_pushkin
Источник фото: http://www.museumpushkin.ru/ulianov_pushkin
Н.П. Ульянов и его работы. Фото 1940-х годов. Источник: https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post435286330/
Н.П. Ульянов и его работы. Фото 1940-х годов. Источник: https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post435286330/

В заключение — небольшая подборка работ Н.П. Ульянова.

В кафе. 1917 г. Картон, масло. 28см x 43.5см
В кафе. 1917 г. Картон, масло. 28см x 43.5см
Портрет К. Д. Бальмонта. 1909 год
Портрет К. Д. Бальмонта. 1909 год
Качели. 1910-е гг.
Качели. 1910-е гг.
Портрет философа Вячеслава Иванова. 1920 г. Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет философа Вячеслава Иванова. 1920 г. Русский музей, Санкт-Петербург
В парке. 1920-е - 1930-е гг
В парке. 1920-е - 1930-е гг
Женский портрет. 1921 г. Пермская государственная художественная галерея
Женский портрет. 1921 г. Пермская государственная художественная галерея
Улица Москвы. 1910-е гг. Картон, масло. 74x100 см. Самарский областной художественный музей
Улица Москвы. 1910-е гг. Картон, масло. 74x100 см. Самарский областной художественный музей
Осенний букет. 1939 г. Холст, масло. 74см x 55.5 см.
Осенний букет. 1939 г. Холст, масло. 74см x 55.5 см.
На пролётке. 1910-е гг. Бумага, уголь. 38х31 см. Частное собрание, Москва
На пролётке. 1910-е гг. Бумага, уголь. 38х31 см. Частное собрание, Москва
М.Д. Беляев, один из основателей музея А.С. Пушкина в Ленинграде. 1923 г. Бумага тонкая, карандаш. Музей-квартира А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
М.Д. Беляев, один из основателей музея А.С. Пушкина в Ленинграде. 1923 г. Бумага тонкая, карандаш. Музей-квартира А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Телефонный разговор. Всеволод Меерхольд. 1929 г. Бумага, графитный карандаш, тушь, кисть. 28,5х25 см. Частное собрание
Телефонный разговор. Всеволод Меерхольд. 1929 г. Бумага, графитный карандаш, тушь, кисть. 28,5х25 см. Частное собрание
Облака. 1930-е гг. Холст, масло. 29,3х57,3 см. Частное собрание
Облака. 1930-е гг. Холст, масло. 29,3х57,3 см. Частное собрание
Натюрморт с посмертными масками А.С. Пушкина и Вольтера 1930-е гг. Картон, масло. 44,5х35 см
Натюрморт с посмертными масками А.С. Пушкина и Вольтера 1930-е гг. Картон, масло. 44,5х35 см
Самарканд. 1942 г. Бумага, акварель, белила. 33х39 см. Частное собрание
Самарканд. 1942 г. Бумага, акварель, белила. 33х39 см. Частное собрание
Узбекская девушка в восточном интерьере. 1943 г. Бумага, акварель. 41x30 см. Частное собрание
Узбекская девушка в восточном интерьере. 1943 г. Бумага, акварель. 41x30 см. Частное собрание
Как хороши, как свежи были розы…
Как хороши, как свежи были розы…
Сбор лимонов. 1930-е гг. Картон, масло, 45x47 см
Сбор лимонов. 1930-е гг. Картон, масло, 45x47 см
Пан и нимфа Сиринга. 1914 г. Частное собрание
Пан и нимфа Сиринга. 1914 г. Частное собрание
Вторжение Пана. 1914 г. Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева
Вторжение Пана. 1914 г. Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева
Автопортрет с парикмахером. 1919 г. Государственная Третьяковская галерея. Источник: сайт Российской Академии художеств. https://www.rah.ru/the_academy_today/the_members_of_the_academie/member.php?ID=53931
Автопортрет с парикмахером. 1919 г. Государственная Третьяковская галерея. Источник: сайт Российской Академии художеств. https://www.rah.ru/the_academy_today/the_members_of_the_academie/member.php?ID=53931