Говорят, по своей первой профессии он был портной. Но увековечил имя не модно сшитыми костюмами, а городским кладбищем. Там до сих сохранилось то, что создавалось им более 100 лет назад: дивные аллеи, изящно стриженные кустарники, раскидистые деревья... Благодаря такому наследию местные жители ходят сюда не только, чтобы помянуть родственников, но и просто погулять, как в парк.
Самый известный дуэт оперетты Имре Кальмана "Марица" называется "Поедем в Вараждин". Правда, никто не объяснит причины для поездки с такой убедительностью, как современные гиды.
В период правления Марии-Терезии (вторая половина 18 века) Вараждин был главным городом Хорватии. Это во многом определило его облик. Строились замки и дворцы, благодаря которым появилось расхожее выражение - музей барокко под открытым небом.
В те же годы за городской стеной появляется и кладбище. Выполнявшаяся им функция места захоронения никем и никогда не ставилась под сомнение, пока в 1905 году управляющим не стал тот самый портной - Герман Галлер. Он ко всему прочему был страстным поклонником французских парков, в которых любил гулять во время посещений Вены и других австрийских городов.
Профессия и природная любознательность дали себя знать на новом месте. Для начала была расширена коллекция растений. Рядом с традиционными для местного кладбища каштанами и акациями герр Галлер высадил сотни туй, кленов, ясеней... Потом он решил придать этому природному многообразию форму и смысл.
Так вблизи надгробий выросли аккуратно стриженные кустарники, силуэты которых создавали похожие на аркады коридоры и аллеи. Ярким дополнением стали кусты роз. Ничего подобного, по словам городских старожилов, вы не найдёте нигде в мире.
Есть у кладбища и совсем старая, северная часть, в простонародье Ад (Пекле - по хорватски). Возможно, причиной для такого названия послужила низина, с которой начинались все захоронения. Сегодня это больше похоже на музей, куда свозят памятники со всего некрополя. Самый старый из них датируется 1809 годом и установлен чешскому музыканту Ивану Галине, погибшему в Вараждине. Его легко узнать по изображению глаз Бога в верхней части надгробия и черепа со скрещенными костями внизу.
Тут же поблизости морг, используемый по назначению с 1840 года. В его деревянной башне находится колокол, который оповещает горожан о каждом усопшем.
С главной аллеи открывается вид на южную границу кладбища и на часовню графов Оршичей. Из этой семьи вышло немало известных в Хорватии деятелей, от политиков до поэтов и музыкантов.
Если спускаться по главной аллее можно выйти к кресту, который раньше был центром кладбища.
Особые места на кладбище это военные захоронения. Есть участок с могилами павших в Первой мировой войне. Известно, что в 30-е годы активно обсуждался посвященный им мемориал и автором одного из его проектов был неугомонный управляющий Галлер. Его замысел видимо показался слишком необычным: десятки военных касок должны были быть вмонтированы в большое гранитное надгробие.
Так же отдельной группой расположены захоронения времён Второй мировой. Это место называется Костнице. Сюда в 1961 году перенесли останки партизан и жертв фашизма из северо-восточной части кладбища. А неподалеку мемориал погибшим в борьбе за независимость Хорватии в начале 90-х годов. Его проект разработали студенты-архитекторы из университета Загреба.
Но всё же наибольший интерес представляют собой частные захоронения. Семейство Гашо Ваца удостоилось, пожалуй, самого оригинального памятника. Он отлит из бетона в 1929 году и изображает, с одной стороны, мужчину, чей взгляд обращен в мир мертвых, а в руках у он держит песочные часы; с другой стороны - женщина, смотрящая в мир живых, который она вот-вот покинет.
В 2004 году был разработан проект реставрации Вараждинского кладбища. Работы затронули не только обветшавшее каменное наследие, но и уникальные зеленые насаждения. Результат обрадовал многих горожан, для которых среди памятников и аллей были установлены многочисленные скамейки и проложены удобные дорожки. А в 2007 году было принято решение расширить территорию захоронений на запад. Так называемое новое кладбище, согласно замыслу, должно повторить основной принцип исторического некрополя - деревья и кустарники будут определять его стиль и форму, но с более современной и рациональной компоновкой.