Найти тему
Little jazz Conversation

Цитаты о Средневековье

1) Редко бывает так, чтобы проповедник не исторгал слезы у слушателей. И, когда он говорит о Страшном Суде, о преисподней или о Страстях Христовых, и сам проповедник, и все остальные плачут столь обильно, что ему приходится надолго умолкать, пока не прекратятся рыдания. Содеявшие зло на глазах у всех бросаются наземь и с горькими слезами каются в тягчайших грехах... Необходимо вдуматься в эту душевную восприимчивость, в эту подверженность слезам и расположенность к сердечным порывам, в эту быструю возбудимость, чтобы понять, какими красками и какой остротой отличалась жизнь этого времени...

"Осень Средневековья", Йохан Хёйзинга

2) В эту минуту отшельник и его гость во всё горло распевали старинную застольную песенку...

...- Что у вас за адская заутреня в такой поздний час? - послышался голос из-за двери.

- Прости вам Боже, сэр странник, - отвечал отшельник, из-за поднятого шума, а может быть, и спьяну не узнавший голоса, который, однако, был ему очень знаком. - Ступайте своей дорогой, ради Бога и святого Дунстана, и не мешайте мне и праведному собрату моему читать молитвы.

"Айвенго", Вальтер Скотт

3) Клялись и божились главным образом различными священными предметами: "телом господним", "кровью господней", праздниками, святыми и их реликвиями... Отдельные социальные группы и даже отдельные лица имели свой особый репертуар клятв или одну излюбленную клятву, которую постоянно употребляли... Клялись также различными членами и органами божественного тела: телом господним, головой его, кровью, ранами, животом. Клялись реликвиями святых и мучеников: ногами, руками, пальцами, хранившимися в церквях. Самыми недопустимыми и греховными считались именно клятвы телом господним и различными его частями, но как раз эти клятвы и были самыми распространенными.

"Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса", Михаил Бахтин

4) ...Кстати, что касается убийства Спасителя, то это была прескверная история. Добрый падре из Франции прочел нам по записи всю правду о ней. Солдаты настигли его в саду. Может быть, апостолы Христовы и были людьми святыми, но как воинам им грош цена. Правда, один, сэр Петр, действовал как настоящий мужчина, но, если только его не оклеветали, он отсек слуге всего лишь ухо, а рыцарь не стал бы хвалиться таким подвигом. Клянусь десятью пальцами! Будь я там с Черным Саймоном из Нориджа и несколькими отборными ребятами из Отряда, мы бы им показали! А если уж ничего бы не смогли поделать, мы бы этого лжецаря, сэра Иуду, так истыкали английскими стрелами, что он проклял бы тот день, когда взял на себя столь подлое поручение.

"Белый отряд", Артур Конан Дойль

5) На следующий день тело короля переносили в Сен-Дени. Дойдя до Круа-о-фьен, носильщики не захотели идти дальше, требуя десять парижских ливров за то, что они пойдут в Сен-Дени. Пока велся спор, тело до вечера пребывало на дороге.

После погребения возникло великое пререкание между обер-шталмейстером короля и клириками Сен-Дени. Поводом для спора был покров, которым накрыли тело. Ибо шталмейстеры говорили, что покров принадлежит им, клирики же возражали. Тогда взяли покров монсеньор де Дюнуа и монсеньор канцлер Франции. И было, наконец, решено, что этот покров - из весьма дорогой золотой материи - останется в церкви.

"Жизнь и развлечения в Средние века", Эжен Виолле-ле-Дюк

6) - Вы правы, господин фон Данфельд, ведь если князь, который с виду кажется таким почтенным, осмелился воздвигать против вас замок в ваших же владениях, то это беззаконие, о каком я не слыхивал и среди язычников.

- Замок он воздвигал против нас, но Злоторыя находится не в наших, а в его владениях.

- Тогда слава Иисусу, ниспославшему вам победу. Как же кончилась эта война?

- Да войны тогда не было.

- А ваша победа над Злоторыей?

- Бог и в этом благославил нас - князь был без войска, с одними придворными и женщинами.

Де Лорш в изумлении воззрился на крестоносца:

- Как же так? Значит, вы в мирное время напали на женщин и на князя, который возводил замок на собственной земле?

- Нет бесчестных поступков, когда речь идет о славе ордена и христианства.

- А этот грозный рыцарь ищет мести только за молодую жену, убитую вами в мирное время?

- Кто поднимет руку на крестоносца, тот - сын тьмы.

"Крестоносцы", Генрик Сенкевич

7) Монахи и монахини норовили улизнуть со службы задолго до её конца под каким-нибудь благовидным или неблаговидным предлогом: им нужно накрывать обед или прибраться в домике для гостей, им нужно прополоть грядки или они плохо себя чувствуют. Но самой главной бедой было то, что они делали всё, чтобы побыстрее отслужить часы и идти по своим делам. Для этого они опускали слоги в начале или конце слов, пропускали дипсалмы или паузы между строфами, при этом получалось, что к тому времени, когда одна сторона хора пела ещё только середину, другая сторона уже заканчивала его. Они пропускали предложения, комкали и глотали слова, которые нужно было напевать в нос. Иными словами, превращали стройное церковное пение в настоящую какафонию.

Проговаривание служб в быстром темпе было столь распространённым явлением, что дьявол вынужден был назначить специального дьяволёнка по имени Титтивилл, чтобы тот собирал в большой мешок все выпущенные слоги и приносил их своему господину.

"Люди Средневековья", Эйлин Пауэр

8) Тут взял слово Жак Шармолю.

- Если господам судьям будет угодно, то мы приступим к допросу козы.

Это и была вторая обвиняемая.

В те времена судебное дело о колдовстве, возбужденное против животных, не было редкостью. В судебных отчетах 1466 года среди других подробностей встречается любопытный перечень издержек по делу Жиле-Сулара и его свиньи, "казненных за злодеяния" в Корбейле. Туда входят и расходы по рытью ямы, куда закопали свинью, и пятьсот вязанок хвороста, взятых в Морсанском порту, три пинты вина и хлеб - последняя трапеза осужденного, которую братски с ним разделил палач, - даже стоимость прокорма свиньи и присмотр за ней в течение одиннадцати дней: восемь парижских денье в сутки

"Собор Парижской Богоматери", Виктор Гюго

9) Одной из тенденций были игры престолонаследия, позволявшие одной династии править сразу несколькими королевствами. Анжуйская ветвь правила в Неаполе, Венгрии и Польше, кастильские короли - в Арагоне, арагонские короли - на Сицилии и в Неаполе, германские и затем польские короли - в Богемии и Венгрии, австрийские короли - во всех скандинавских странах, английский король - во Франции и чуть раньше в Шотландии. Вторая тенденция - возможность ввязываться в довольно честолюбивые авантюры в чужих землях, зачастую за морем. Как правило, они оказывались химерой и полностью разоряли казну. Но при этом правителей роднит готовность, едва заполучив достаточно средств для содержания армии (а иногда и не дожидаясь этого), идти в поход не только на соседей, но иногда и в довольно далекие земли - за военной славой и вожделенными территориальными приобретениями. Доставшиеся большими усилиями ресурсы тратились опять же на армию.

"Средневековая Европа. От падения Рима до Реформации", Крис Уикхем

-2