Самое необычное кино, из увиденных мной в 2020 году (и пересмотренных несколько раз), для просмотра в одиночестве и долгого размышления после.
🎞 «Думаю, как всё закончить» — «Бойцовский клуб», глазами Кауфмана.
Этот фильм — видоизменяющийся лабиринт, фантазия, наполненная отсылками, требующая концентрации внимания на ускользающих деталях, замаскированных в кадре в самых обыденных вещах (картины, плакаты, книги, диалоги, изменяющиеся детали одежды и внешний вид героев).
Поток сознания для чуткого и внимательного зрителя, при этом на большую часть зрителей скорее всего навеет гнетущую скуку.
Отчасти безумный, красивый и заснеженный перформанс, от которого я в восторге, несмотря на трагичный и мрачный контекст.
Размышления о болезни, о безумии и смерти; куда же без экзистенциального танатоса, который я так люблю изучать.
История в первоисточнике, а именно в книге Иэна Рейда, отличается от истории, рассказанной Кауфманом.
«И лишь в мечтах свободны люди, всегда так было и всегда так будет» (из фильма "Общество мёртвых поэтов").
Но в этом фильме нам показывают, что некоторые люди не могут подарить себе свободу даже в мечтах, которыми они живут, избегая неприглядной реальности.
Помимо визуальной эстетики, большого количества диалогов, сцен в печальном и холодном цветокоре, и такого живого присутствия в кадре Джесси Бакли / Jessie Buckley, меня зацепила меланхоличная сцена, где главная героиня читает поэму (Bonedog / by Eva H.D. / Rotten Perfect Mouth), на языке оригинала я прослушала её несколько раз — до мурашек. Здесь можно прочесть само стихотворение.
Для меня этот фильм о Самости, самоидентификации, о том, как человек распадается на множество личностей внутри себя. О психологических проблемах, тяжёлой депрессии, невидимости и пустоте, о сложных поисках решения этих проблем.
Память и бессознательное здесь — Тот самый подвал, куда боится спуститься герой. Там спрятаны все части множества так и непрожитых им жизней. Воспоминания о жизни героя сплетаются в один большой сумбур, из которого хочет сбежать одна из личностей, не вписывающаяся в социальные рамки.
Время — ключевой мотив фильма и порождение нашего разума. Сцены в фильме пропитаны сожалениями об утраченном времени, об ушедшей юности, упущенных возможностях, сожалениями о желаниях, которым не суждено было сбыться, а по итогу — тотальное, холодное и печальное одиночество.
Сложнее всего человеку с самим с собой, даже в своих фантазиях. Герой думает, как всё закончить, но это не совсем про отношения (хотя и про это здесь есть, и, помимо прочего, про сложные отношениях с родителями), это про то, как он закончит свою жизнь, на каких условиях.
А думая, как всё закончить, выбирает закончить свой путь, выбирает иллюзию вместо реальности, забвение после финального танца.
Чарли Кауфман не любитель разгадывать фильмы для своей аудитории. Но здесь можно почитать о его видении фильма.
«Я не особо разбираюсь в объяснении того, что такое вещи, —сказал сценарист-режиссер в телефонном интервью. — «Я позволяю людям обмениваться опытом, поэтому у меня нет никаких ожиданий относительно того, что люди подумают. Я действительно даю волю интерпретациям».