По моим наблюдениям Сергей Подборнов – самый исполняемый автор из числа пермских малоизвестных. Конечно, это не сравнить с распетостью дуэта «МЕТРО», Григория Данского или Константина Завалина. Ну или «Пятого корпуса». Впрочем, в репертуаре «Пятого корпуса» самыми исполняемыми как раз окажутся песни именно Данского и Завалина, если присмотреться. Однако, Гришу Данского с Прикамьем связывает сейчас не многое, он давно перебрался а Москву. Костя Завалин остается пермяком, но он теперь играет в высшей лиге, сделав со временем бардовскую песню основным своим заработком. Ну, а МЕТРО давным-давно пермский дуэт лишь на половину, да и в последние три года само их существование под вопросом. А вот наш сегодняшний герой Сергей Подборнов живет даже не в Перми, а в Суксуне – это не особо большой поселок почти на границе со Свердловской областью, с концертами авторской песни не гастролирует, на фестивалях бывает не сказать, чтобы очень часто, однако его песни не редко можно услышать там, где его самого нет.
Кстати, в этом году мы провели очередной конкурс имени Булата Окуджавы в совмещенном варианте – и в офф и в он-лайне. Так вот, в он-лайн конкурсе один из призов достался песне Подборнова в исполнении одной московской студентки. Так что я знаю, что говорю: Сергей Подборнов - один из самых исполняемых прикамских авторов в стране. В нашей, разумеется, лиге. Не профессиональной. Вот о Сергее и его участии в концертной акции «Авторская песня года» сегодня и поговорим.
Особо рьяные ревнители чистоты авторской песни творчество Сергея Подборнова хоть и знают, но почитают излишне попсовым. Да что там, лет 15 назад и я так считал. Правда, у меня это прошло, поскольку, во-первых, в силу своего функционала, мне приходится смотреть на нашу песню макисмально широко, а во-вторых, Сергей достаточно сильно меняется во времени. Сейчас, оставайся я даже на позициях пятнадцатилетней давности, у меня бы язык не повернулся заговорить о попсовости Подборнова, как о главном его качестве. Или даже существенном. Больше того, то, что называют попсовостью Подборнова наши ревнители чистоты, я склонен считать большим его творческим плюсом. И хочу об этом сегодня серьезно поговорить.
Однако, прежде, чем уйти с головой в серьезные разговоры, нужно же как-то представить героя. Поступлю неожиданно. Представив его песню в чужом исполнении. Это ансамбль «Консонанс» из Екатеринбурга. И «Летняя боса-нова» Сергея Подборнова уже давным-давно входит в их репертуар, и даже является как бы их визитной карточкой.
Вот умеет Серега делать хиты. «Летняя боса-нова» - это же не единственная его песня, которая запоминается с первой попытки спинным мозгом – ну, навсегда, то есть. И именно это напрягает ревнителей. Бурчат, ерепенятся, не признают, забывая напрочь, что о необходимости хитовой составляющей в авторской песне еще в 70-е прошлого века публично рассуждал аж сам Юрий Кукин. И в шутку, и, что особенно важно, и всерьез тоже. Да и не он один.
Я бы назвал это потрясающее умение Подборнова ваять хиты не попсовостью. Его запоминающиеся песни вовсе не обязательно легковесны и не серьезны. Точно так же можно нечаянно впитать навсегда тем же спинным мозгом куда более серьезную вещь. Да, внешне она кажется простенькой и не очень серьезной, но вы только вдумайтесь, какая точная и, между прочим, жизненная и неожиданно многослойная картина возникает, когда Сергей как бы в шутку и легко говорит в своей песне о деревне. Ну, по сути о том, что прямо за его окном и вокруг него. А ведь вокруг-то, друзья – вселенная.
Так вот, Сергей Подборнов – просто-напросто потрясающий мелодист. Очень редкой мощи. И попсовость здесь вовсе не при чем. Поучаствовав впервые в нашей акции в 2018-м, Сергей, например, показал три удивительно мощные песни на стихи Булата Окуджавы. И тут уже про попсовость забываешь.
В силу формата я не могу тут показать вам все, чего очень бы хотелось показать. Наверное, придется на тему подборновской лжепопсовости писать отдельную большую статью, а то и целый цикл, Серега, ей Богу заслуживает такого цикла, а сегодня мы говорим об участии Сергея Подборнова в Песне года. Кстати, Сергей прислал нам в программу три песни. Я включил в программу две – ну, такие у нас правила, да и третья песня оказалась, написанной к 75-летию Победы. Там Сергей в гимнастерке – это как-то не совсем точно попадает в задачи концертной акции. Но вот сегодня-то, рассказывая о нем и о его участии в акции, эту выпавшую из основной программы песню вполне можно поиграть. Она, ей Богу, хороша.
Ну а в основную программу нынешней Песни года вошли две песни на чужие стихи. Это удивительно. Просто раньше за Подборновым не водилось сочинительство на чужие стихи. Как-то он прекрасно обходился своими текстами. Знаете, когда я писал тексты о наших авторах в преддверие Песни года, я говорил о том, что у нас в Перми брать чужие хорошие стихи для песен – это давняя и добрая традиция. И частенько авторы, умеющие даже лучше своих авторов… Немного не правильно. Не хуже своих соавторов – так будет точнее. Так вот, наши авторы, зачастую не хуже своих соавторов владеющие и образом и ритмом и прочими составляющими настоящей поэзии, охотно пишут на чужие стихи. Это отдельный вид творчества, и он тоже заслуживает отдельного длинного разговора. Но, повторю, за Подборновым до его эксперимента со стихами Окуджавы такого замечено не было. А тут вот так. Единственная полностью своя песня в основную программу не вошла, зато две отличные песни на чужие стихи как раз вошли.
И в этом, кстати, не обошлось без мистики определенной. Одна из песен Сергея оказалась написанной на стихи крымского замечательного барда Константина Вихляева. И вот, когда я уже получил запись и начал готовить нашу программу, я в паузу решил написать несколько текстов об участниках «Авторской песни года» на площадке авторов этой акции в легендарном питерском клубе «Меридиан». И оказалось, что Константин Вихляев именно сейчас перебирается на ПМЖ из Крыма в Питер и впервые участвует в Песне года. И так удачно участвует, что сразу в двух городах. В Питере лично, а в Перми в варианте Сергея Подборнова. Чудеса! Ну, кстати, о каких-то мистических необъяснимых качествах наших двух городов, делающих их почти родственниками говорили многие. И то, что Песня года постоянно идет именно в этих двух городах это только подтверждает. Остальные то присоединятся, то отсоединятся, а мы вот как-то тащим и нам это даже очень нравится. Итак, песня не совсем пермского барада Сергея Подборнова на стихи не совсем питерского барда Константина Вихляева «Предзимняя».
Кстати, этот творческий альянс вообще трудно чем-то объяснить, кроме мистики. На самом деле для Сергея, как я уже говорил, писание на чужие стихи – это какой-то эксклюзив, случайность. А ведь «Предзимняя» - это еще и романс. А романс для Подборнова не то, чтобы вовсе уж не освоенный жанр, но, я бы сказал, не самый характерный. Так что…
А вот вторая песня Сергея, написанная на стихи Татьяны Ситниковой не требует никакого объяснения причин. И тема, и форма настолько Подборновские, что если бы Сергей не сказал, что это на чужие стихи, вопросов к нему все равно никаких бы не возникло. Подборнов вполне мог бы написать эти стихи и сам. Это – его тема. И музыкально и поэтически. Татьяна успела раньше – молодец. Но это стихотворение, скорее всего, все равно бы стало песней Подборнова. Раньше или позже. С его стихами или с чужими. Потому, что это – самый настоящий хит. И именно в Подборновской стилистике. С одной стороны, очень серьезной по содержанию, а с другой, так обманчиво напоминающей попсу по форме.