До Красноселькупа можно добраться только по воздуху. Сначала суперджетом до Нового Уренгоя, на следующее утро вертолётом (малая авиация) до места. С 2021 г. открыты прямые рейсы большой авиации из Салехарда. По воде транспорт тоже ходит, но, в основном, грузовой, и очень долго.
Моя задача довезти ценный груз (выставку) из окружного музея Салехарда в районный, смонтировать и открыть. Командировка в центр Красноселькупского района, село Красноселькуп. Редкий случай для Ямала, когда район назван по имени его центра. Есть ещё Тазовск - район Тазовский. Остальные веселят: Тарко-Сале - Пуровский район; Аксарка - Приуральский район; Мужи - Шурышкарский район; Яр-Сале - Ямальский район.
Экспонаты упаковала в два ящика. Один 22 кг, другой – 8 кг. Сдала на доставку до Н.Уренгоя. А дальше сама-сама. Оказывается, от вертодрома, где находится грузовой склад, до аэровокзала целая автобусная остановка, т.е. примерно километр. Служб, на предмет – донести, нет. Удобных тачек с колёсиками нет. Пешеходной дорожки от склада к аэровокзалу нет. Чтобы забрать груз и перенести его на вокзал нужно (девочке): нанять машину и грузчика из города. Встанет в копеечку. Перевозчики частные – чеков не выдают. Помог таксист: забрали - довезли. Дальше ещё интереснее.
Грузы на вертолёты не принимают. Только сам пассажир может его взять с собой. И тащить с первого этажа на второй на досмотр, и снова на первый до автобуса, и в вертолёт. А у меня 22 + 8 кг. И когда, собственными усилиями и при момощи сердобольных пассажиров, дотащилась таки до досмотра, грозная кругленькая тётя в форме: "У меня лента узкая. Тащите ящик вниз и там досматривайте!" – Это она мне о моих 30 кг! Стоило больших усилий, чтобы, улыбаясь, настоять, что ящик точно по размеру. Прошел таки. Здравствуй, Красноселькуп!
Пришли бы белые, был бы Белоселькуп. Село выросло из селькупского стойбища Нярый Мач, что значит заболоченный, тундровой лес.
В период укрепления советской власти на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в 1937 году село переименовано в Красноселькуп. Название более чем говорящее: кто коренные жители – понятно, чья теперь власть – тоже. В настоящее время в селе проживает около 4 000 человек. Есть шикарный, по своей площади, качеству и количеству предметов хранения, музей. Расположен в двухэтажном здании с пятью стационарными выставками, одним залом для передвижек. Плюс служебные помещения. А ведь он, по сути, только для местных жителей, частых командировочных, да редких приезжих. Днём – монтаж. Утром и вечером исследование места.
Красноселькуп чуть южнее и много восточнее Салехарда. Стоит на реке Таз. Вокруг леса, болота, озёра, протоки. Река тихая. Ранним утром на берегу изредка слышны птичьи голоса и ти-ши-на! Ничего чужеродно-металлического, резкого, ритмично-агрессивного.
Леса здесь невысокие, густые, богаты кедрачом. Белки и люди соревнуются запасами. Наблюдение за лесами в пожароопасный период ведёт маленький 4-х местный борт самолёта-амфибии. Его предки гидросамолёты были первыми авиа-гостями Салехарда.
В селе всё аккуратное, графичное, ровное, чистое. Свой камерный мир, в котором есть: просторная школа, музей, необходимые конторы, дом ремёсел, магазины, больница, речной причал и вертодром.
Люди приветливые, открытые. В гостинице моей входные двери не запирались даже на ночь. Зачем?
Как у Марины Ивановны Цветаевой: "Взглянул — так и знакомый, Взошел — так и живи!"
А ещё выше по течению на реке Таз стоял некогда богатейший город. сейчас это археологический памятник федерального значения Городище Мангазея. БОльшая часть находок этого памятника хранится в фондах музея Шемановского. Передвижная выставка "Мангазея. 400 лет легенды" побывала уже в Мурманске, Южно-Сахалинске, городах Ямала.
С уважением,
Ольга Tur-Art