Продолжаю серию небольших заметок про Героев Советского союза и полных кавалеров ордена Славы, судьба и биография которых так или иначе связана с Норильском (увы, с Норильлагом и ГОРЛАГом тоже)
Герой Советского Союза Черновский Сергей Акимович – командир взвода 29-го гвардейского стрелкового полка 12-й гвардейской Пинской стрелковой дивизии 61-й армии Центрального фронта, гвардии лейтенант. Родился 21 июля 1921 года в деревне Юрьево Плавского района Тульской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов в родном селе и школу ФЗУ в Туле. Работал токарем и бригадиром на Плавском механическом заводе.
В Красной Армии и на фронтах Великой Отечественной войны с февраля 1942 года. Был красноармейцем, командиром отделения, старшиной роты, командиром взвода, роты. Воевал на Западном, Брянском, Центральном, Белорусском фронтах. В январе 1943 года окончил курсы младших лейтенантов. Член КПСС с 1944 года. В боях дважды ранен и контужен.
Взвод 29-го гвардейского стрелкового полка 12-й гвардейской стрелковой дивизии под командованием гвардии лейтенанта Черновского в ночь на 29 сентября 1943 года переправился через Днепр у деревни Глушец (Лоевский район Гомельской области), блокировал 2 дзота и захватил береговой участок траншеи противника, обеспечив переправу других подразделений. В боях на плацдарме был контужен и ранен, но оставался в строю.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года гвардии лейтенанту Черновскому Сергею Акимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2962).
20 марта 1944 года крупные силы гитлеровцев подошли к гати в 4 км северо-западнее Гродно, где оборонялась рота Черновского. 5 часов гвардейцы вели неравный бой у единственной гати через топкое болото. Несколько раз дело доходило до рукопашной, и враг так и не смог преодолеть гать и в бою с этой группой гвардии старший лейтенант Черновский получил тяжелейшие ранения. А в ночь на 21 марта уцелевшие в боях чуть более 150 советских бойцов предприняли выход из окружения через болото Морочно окружным путём. Черновского и других тяжело раненых бойцы роты несли поочерёдно и всё-таки вынесли к своим. Комроты немедленно был оправлен в госпиталь. Больше воевать Черновскому было не суждено. Ранение было очень тяжёлым, и он через некоторое время оказался в красноярском госпитале № 3489 в далёкой Сибири. Лечился до лета 1944 года.
Действительно, согласно документам, участие Черновского в войне прослеживается до июня 1944 года.
Именно с лета 1944 начинается норильский эпизод в биографии Героя Советского Союза Черновского Сергея Акимовича.
Наиболее подробно данный эпизод изложен на сайте "Герои страны" (http://www.warheroes.ru):
В августе попытался сбежать на фронт, но неудачно, и за это был направлен на Крайний Север в заполярный город Норильск, где был назначен командиром военно-строительной роты, можно сказать, этакого строительного штрафбата. В это время заполярье «осваивал» в основном ГУЛАГ, и неосужденные строители были большой редкостью в краю заключённых. До 1946 года Черновский служил на Таймырском полуострове, участвуя в строительстве объектов на локальной шоссейной и железной дорогах от Норильска к портовому посёлку на Енисее Дудинке.
Летом 1944 года посёлок Норильск был огромной стройкой, окруженной со всех сторон лаготделениями и лагпунктами Норильлага.
Панорама с крыши ДИТРа.
Экскаватор на строительстве Большой обогатительной фабрики (БОФ).
Гостиница "Полярная" на улице Октябрьская - построена в 1944 году.
Новые дома Норильска на строительной площадке Горстрой.
Так как меня интересует, прежде всего, история пребывания Черновского в Норильске, то постараюсь привести максимум доступной информации. Увы, кроме процитированного выше, во всех остальных доступных мне вариантах его биографии Норильск упоминается буквально в двух словах.
Даже в интервью, которое у дочери Черновского взял корреспондент газеты "Красная звезда", Норильск упомянут мимоходом.
Почему в заголовке заметке историю прибытия Черновского в Норильск я назвал сказочной?
Рассудите сами. Герой Советского Союза, гвардии лейтенант, опытный боевой офицер, участник форсирования Днепра и многих других тяжелых боев, "в августе попытался сбежать на фронт, но неудачно", то есть решил самостоятельно из тылового госпиталя в Красноярске вернутся на фронт. Конечно, военный человек в его маленьком звании не мог просто так, без приказа и разрешающих документов "махнуть" из госпиталя через полстраны на фронт, но смысл отправлять его за данный проступок в тыловой Норильск?! Почему-то я сомневаюсь, что дело с "побегом" было громкое, вроде того, что он мчался-бы в сторону Урала на угнанной машине, отстреливаясь от преследователей из автомата! Тем более, что в Норильск Черновского "назначили командиром военно-строительной роты", хотя он до войны был токарем и бригадиром на заводе, в армии был пехотинцем, а строительный техникум окончил заочно только в 1962 году.
Поэтому могу выдвинуть два предположения о реальной подоплеке "ссылки" Черновского в Норильск.
Во-первых, Черновскому могли припомнить, что три месяца с октября 1941 по январь 1942 в городе Плавск Тульской области он три месяца провел в оккупации и, соответственно, в чём-то заподозрить, ведь всё это время он скрывался в родной деревне, хотя от деревни до линии фронта под Тулой было всего 50 км.
Во-вторых, во время своего пребывания в Красноярске Черновский мог просто на просто совершить какой то серьезный проступок. Иногда советские офицеры довольно круто "расслаблялись" и могло произойти нечто нехорошее с алкоголем, стрельбой или дракой. Всякое бывало...
В Норильске военно-строительная рота Черновского участвовала "в строительстве объектов на локальной шоссейной и железной дорогах от Норильска к портовому посёлку на Енисее Дудинке".
Строительство железной дороги широкой колей Норильск-Дудинка на всем своём протяжении обеспечивалось лаготделениями и выглядело примерно так:
Автомобильную дорогу Норильск-Дудинка строили очень долго и закончили только в начале 1990ых годов. Даже в 1970ых дорога была доведена только до аэропорта "Алыкель".
Как бы там ни было, Черновский, вероятно, в вопросах строительства за Полярным кругом проявил себя отлично - в 1946 году окончил Курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС), после чего был переведён в Военно-строительное управление в Москву, служил начальником 5-го отдела и на других должностях.
После демобилизации в 1971 году в звании полковника, Сергей Акимович Черновский жил в Москве и работал инженером по технике безопасности в РСУ-2 при автозаводе имени Лихачёва. Умер 24 сентября 2005 года. Похоронен в Москве на Кузьминском кладбище.
Одним словом, почему и за что на самом деле Герой Советского Союза лейтенант-пехотинец Сергей Черновский оказался в Норильске командиром военно-строительной роты нам еще только предстоит узнать...
Полное оглавление канала severok1979 за 2019 год