НАЗВАНИЕ
Изначально 1 и 2 Паралипоменон были одной книгой. Это греческое название, в русскую Библию пришедшее из Септуагинты, буквально означает “о пропущенном” и указывает на дополнительный характер излагаемого материала. Еврейское название означает “дневники, журналы, хроники”. В Современном переводе Библии эти книги названы 1 и 2 Летопись.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
На первый взгляд, 1 и 2 Паралипоменон кажутся скучными родословиями и повторением. В них действительно есть некоторое повторение, но не одно только повторение. Это материал, написанный в другое время и с другой целью.
С момента последних событий 4 Царств минуло приблизительно семьдесят лет. (Об этом семидесятилетнем периоде нет исторических книг). Израильтяне готовы к возвращению из вавилонского плена (см. 2 Пар. 35:25; 36:23). Книги 1 и 2 Паралипоменон написаны с целью передачи информации, необходимой при возвращении в землю и возрождении храмового богослужения. Подчеркивается необходимость повиновения Богу — если люди хотят иметь благословения и если не хотят допустить повторения прошлой трагедии.
Сравнивая 1 и 2 Паралипоменон с книгами Царств, можно заметить два существенных отличия: (1) в 1 и 2 Паралипоменон речь ведется только о южному царстве Иудее и (2) история в этих книгах описана больше с точки зрения священников, чем пророков.
Пожалуй, наилучший способ изучения 1 и 2 Паралипоменон — рассматривать их параллельно с книгами Царств, особо отмечая содержащийся в них дополнительный материал. Нижеследующий план включает в себя часть такой информации.
По иудейскому преданию, 1 и 2 Паралипоменон написаны священником Ездрой. Это авторство представляется вероятным, так как книга Ездры продолжает повествование 2 Паралипоменон и все три книги написаны в одном стиле.
ПЛАН 1 ПАРАЛИПОМЕНОН
I. ГЕНЕАЛОГИЯ (1—9)
II. ЦАРСТВОВАНИЕ ДАВИДА (10—29)
A. Дальнейшее обсуждение греха Озы (15:2, 13, 15). Это классический пример неправильного подхода к выполнению правильного дела.
Б. Сатана подстрекает Давида на исчисление народа (21:1).
B. Бог дает чертеж храма, а также чертеж скинии (28:11, 12, 19). Давид не имел права “исправлять” этот чертеж, приводить его в соответствие с “меняющимся временем”.
ПЛАН 2 ПАРАЛИПОМЕНОН
I. ЦАРСТВОВАНИЕ СОЛОМОНА (1—9)
А. Протяженность царства Соломона (9:26)
Б. Исполнение обещания иудеям о земле обетованной.
II. ЦАРИ ИУДЕИ (10:1—36:13)
А. Те из десяти северных колен, кто хотел поклоняться Богу так, как велел Он, присоединились к Ровоаму (11:16, 17). Библия не говорит о “десяти потерянных коленах”, которые оставались частью Божьих планов и целей.
Б. Деятельность Исаии (26:22; 32:20, 32) и Иеремии (35:25; см. также 36:12, 21, 22).
III. ПЛЕНЕНИЕ (36:14-23)
A. Игнорирование Божьих вестников (36:15, 16)
Б. Семидесятилетний период описан в одном стихе (36:20)
B. Пророчество Иеремии о семидесяти годах пленения — и исполнение (36:21-23)
УРОКИ 1 И 2 ПАРАЛИПОМЕНОН
Повторение не всегда плохо. Повторение учит нас; оно высвечивает важные моменты. Если Бог считает целесообразным повторить какую-то информацию, это показывает, что Он считает ее важной, и мы должны внимательнейшим образом изучить ее. Сегодня люди хотят “чего-нибудь нового” (Деян. 17:21), но что нам нужно — так это повторение Божьих вечных истин: “Поэтому я никогда не перестану напоминать вам об этом, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине. Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием” (2 Пет. 1:12, 13).
В 1 и 2 Паралипоменон содержатся не только сухие перечни и факты. Они содержат и более глубокую мессианскую весть. За перечисляемыми именами стоят великие периоды времени, в которые раскрывался Божий замысел. Бог говорил иудеям, что, как Он заботился о Своем народе в прошлом, так Он будет поступать и в дальнейшем. Настанет время, и Он исполнит их чаяния о Мессии.
Хотя 1 и 2 книги Паралипоменон охватывают тот же исторический период от Саула до Седекии, что и книги Царств, это не просто повторение, поскольку они включают в себя многое такое, чего не было в предыдущих исторических книгах. Паралипоменон — это толкование Царств, и этим объясняется, почему в книгах Царств делаются постоянные ссылки на Паралипоменон. Первые книги приводят человеческую точку зрения, последние же — Божью. Если все книги Царств повествуют как об иудейском, так и об израильском царствах, то книги Паралипоменон сосредоточены только на Иудее. Пропитанная духовной атмосферой, Паралипоменон подчеркивает работу Господа на благо Своего народа и справедливость Его суда (см. 1 Пар. 4:9, 10; 5:20, 22, 25, 26 и т.д.).