Задумаешься о своём месте в обществе - и невольно вздохнёшь: как раньше всё было просто! И чем раньше - тем проще...
На заре истории человек обнаружил что, работая на земле, можно прокормить не только себя, но и ещё несколько соплеменников! Значит, логично не употребить пленника в пищу, а заставить возделывать поле. И самому работать рядом.
Такое рабство получило название патриархального, и существовало ещё в древней Греции. В семье было, как правило, 1-2 раба, едва ли не на правах младших родственников. И формы борьбы в то время были пассивными – саботаж и побег.
Картина изменилась во времена «классического», римского рабства. В римских семьях рабов могли быть и сотни, и тысячи. В сенате было предложено ввести для рабов особую форму одежды – но от этой мысли отказались, представив, как будут выглядеть среди океана рабов редкие свободные граждане. Свободных здесь защищал закон: за убийство хозяина казнили ВСЕХ его рабов. И были случаи, когда рабов убивали сотнями за то, что кто-то один из них убил господина, даже несмотря на то, что свободные римляне пытались отбить у исполнителей массовых казней хотя бы детей…
Римскому рабу было поистине нечего терять – и основной формой классовой борьбы стало ВОССТАНИЕ.
Восстания, крестьянские войны сотрясали и средневековую Европу, и средневековую Азию. Но они уже не были единственной формой протеста.
С распространением грамотности, книжного слова, противостояние стало идеологическим. Оно приняло характер религиозной вражды, борьбы за «правильное» понимание Писания, за правильное, в соответствии с волей Бога, исполнение житейского долга.
Учения об изменении общества на началах справедливости – достояние позднего средневековья и Нового времени. И если ранние социалисты полагали, что к новому типу общества можно прийти путём просвещения, объяснения людям их собственной выгоды, то с середины XIX века единственным средством изменения общества была признана социальная революция – замена правящего класса.
Методы классовой борьбы в сегодняшнем мире весьма многообразны: пикеты, стачки, забастовки, демонстрации, издание оппозиционной литературы, как легальной, так и нелегальной, формирование оппозиционных партий, их участие в выборах и в парламентской борьбе…
Крайний способ – революция, но в крайностях не заинтересована ни одна из существующих сегодня политических сил. Все предпочитают мирные, эволюционные методы, и возможность победы мирным путём не исключена. Ни для одной партии.
***
Какие классы определяют лицо сегодняшнего общества?
На этот вопрос сегодня нелегко ответить даже профессиональным социологам. Если каждый без труда ответит, к какому классу или сословию принадлежали его предки, то совсем не так легко определить в какой – нибудь класс себя самого.
Крестьяне – те, кто работает на земле. По этому признаку можно объединить крупного землевладельца и нанятого им сезонного рабочего? Или нет? Может быть, фермер – это буржуа, потому, что использует наёмный труд и получает доход? А «рабочий», даже сезонный, это, скорее, пролетариат – ведь собственных средств производства он не имеет?
Рабочие – наёмные работники, преимущественно в промышленности. Но современная промышленность, управляемая компьютерами, требует всё меньше и меньше людей, а требования к их квалификации всё возрастают. Часть рабочих по своим знаниям может соперничать с инженерами (интеллигенцией), другая же часть не стремится повышать свой уровень, оставаясь, добровольно или вынужденно, неквалифицированными. Расслоение внутри рабочего класса так велико, что этим людям уже очень сложно обнаружить у себя общие интересы, выступить единым фронтом.
И буржуазия далеко не однородна. Это и организаторы производства, порой начинавшие с нуля, и олигархи, о происхождении богатств которых общество узнаёт не раньше, чем кто-нибудь из них попадёт под суд. Это и дети олигархов, которые живут в баснословной роскоши – и не спрашивают, правило они или исключение. И благотворители, понимающие, что "делиться надо" - для сохранения своего же положения.
И едва ли не половина населения не может отнести себя ни к одному традиционному классу.
Продавец – одна из самых востребованных профессий – это кто? А учитель? А бухгалтер – надомник? Хотели бы отнести себя к интеллигенции, но что – то мешает. Это их с лёгкой иронией называют «пролетариями умственного труда».
Следовательно, традиционное деление общества на классы устарело? В значительной мере - да, настолько сложны и многообразны сегодня отношения в системе производства.
И сейчас принята классификация по единственному признаку – уровню доходов.
Основными классами сегодня считаются;
ЭЛИТА – олигархи, руководители государств, политики, верхушка армии и церкви, приближённые к руководству представители творческой интеллигенции;
СРЕДНИЙ КЛАСС – средний и мелкий бизнес, юристы, офицеры, врачи, артисты, художники, преподаватели, профессура…
К среднему классу относят и интеллигенцию без высшего образования: средних мед.работников, например.
НИЗШИЙ КЛАСС – рабочие, крестьяне, работники сферы услуг, имеющие постоянную работу.
ДЕКЛАССИРОВАННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ – люди с доходом на грани или за гранью бедности, в том числе лица БОМЖ и уголовники.
Классификация достаточно спорная, действительная лишь при условии разумного распределения доходов, недопущения разрыва в доходах между классами (и внутри одного класса) в среднем, более чем в 2 раза. Иначе – врач может оказаться беднее сезонного рабочего, а продавец богаче профессора, что у нас, к сожалению, сплошь и рядом и происходит.
И возмущаемся мы такой несправедливостью, не слишком задумываясь о том, что же следует считать социальной справедливостью?
А ответ существует: справедливость - это разрыв в доходах между "верхами" и "низами" не более, чем в шесть раз. Именно такая цифра в мире считается "социально приемлемой": не вызывает массовой обиды.
Какой разрыв у нас сегодня? Стоит ли называть официальные цифры, явно заниженные?
В Советском Союзе эта разница была четырёхкратной - и как же мы ею возмущались! Остаётся предположить, что чувство справедливости у нас врождённое - и крайне обострённое.