Найти в Дзене
Наталья Баева

Борьба классов - пережиток прошлого?

Задумаешься о своём месте в обществе - и невольно вздохнёшь: как раньше всё было просто! И чем раньше - тем проще...

На заре истории человек обнаружил что, работая на земле, можно прокормить не только себя, но и ещё несколько соплеменников! Значит, логично не употребить пленника в пищу, а заставить возделывать поле. И самому работать рядом.

Такое рабство получило название патриархального, и существовало ещё в древней Греции. В семье было, как правило, 1-2 раба, едва ли не на правах младших родственников.  И формы борьбы в то время были пассивными – саботаж и побег.

Картина изменилась во времена «классического», римского рабства. В римских семьях рабов могли быть и сотни, и тысячи. В сенате было предложено ввести для рабов особую форму одежды – но от этой мысли отказались, представив, как будут выглядеть среди океана рабов редкие свободные граждане. Свободных здесь защищал закон: за убийство хозяина казнили ВСЕХ его рабов. И были случаи, когда рабов убивали сотнями за то, что кто-то один из них убил господина, даже несмотря на то, что свободные римляне пытались отбить у исполнителей массовых казней хотя бы детей…

-2

Римскому рабу было поистине нечего терять – и основной формой классовой борьбы стало ВОССТАНИЕ.

Восстания, крестьянские войны сотрясали и средневековую Европу, и средневековую Азию. Но они уже не были единственной формой протеста.

С распространением грамотности, книжного слова, противостояние стало идеологическим. Оно приняло характер религиозной вражды, борьбы за «правильное» понимание Писания, за правильное, в соответствии с волей Бога, исполнение житейского долга.

-3

Учения об изменении общества на началах справедливости – достояние позднего средневековья и Нового времени. И если ранние социалисты полагали, что к новому типу общества можно прийти путём просвещения, объяснения людям их собственной выгоды, то с середины XIX века единственным средством изменения общества была признана социальная революция – замена правящего класса.

-4

Методы классовой борьбы в сегодняшнем мире весьма многообразны: пикеты, стачки, забастовки, демонстрации, издание оппозиционной литературы, как легальной, так и нелегальной, формирование оппозиционных партий, их участие в выборах и в парламентской борьбе…

-5

Крайний способ – революция, но в крайностях не заинтересована ни одна из существующих сегодня политических сил.  Все предпочитают мирные, эволюционные методы, и возможность победы мирным путём не исключена. Ни для одной партии.

***

Какие классы определяют лицо сегодняшнего общества?

На этот вопрос сегодня нелегко ответить даже профессиональным социологам.  Если каждый без труда ответит, к какому классу или сословию принадлежали его предки, то совсем не так легко определить в какой – нибудь класс себя самого.

Крестьяне – те, кто работает на земле. По этому признаку можно объединить крупного землевладельца и нанятого им сезонного рабочего? Или нет? Может быть, фермер – это буржуа, потому, что использует наёмный труд и получает доход? А «рабочий», даже сезонный, это, скорее, пролетариат – ведь собственных средств  производства он не имеет?

Рабочие – наёмные работники, преимущественно в промышленности. Но современная промышленность, управляемая компьютерами, требует всё меньше и меньше людей, а требования к их квалификации всё возрастают. Часть рабочих по своим знаниям может соперничать с инженерами (интеллигенцией), другая же часть  не стремится повышать  свой уровень, оставаясь, добровольно или вынужденно, неквалифицированными. Расслоение внутри рабочего класса так велико, что этим людям уже очень сложно обнаружить у себя общие интересы, выступить единым фронтом.

И буржуазия далеко не однородна.  Это и организаторы производства, порой начинавшие с нуля, и олигархи, о происхождении богатств которых общество узнаёт не раньше, чем кто-нибудь из них попадёт под суд. Это и дети олигархов, которые живут в баснословной роскоши – и не спрашивают, правило они или исключение. И благотворители, понимающие, что "делиться надо" - для сохранения своего же положения.

-6

И едва ли не половина населения не может отнести себя ни к одному традиционному классу.

Продавец – одна из самых востребованных профессий – это кто? А учитель?  А бухгалтер – надомник? Хотели бы отнести себя к интеллигенции, но  что – то мешает. Это их с лёгкой иронией называют «пролетариями умственного труда».

Следовательно, традиционное деление общества на классы устарело?  В значительной мере - да, настолько сложны и многообразны сегодня отношения в системе производства.

И сейчас принята классификация по единственному признаку – уровню доходов.

Основными классами сегодня считаются;

ЭЛИТА – олигархи, руководители государств, политики, верхушка армии и церкви, приближённые к руководству представители творческой интеллигенции;

-7

СРЕДНИЙ КЛАСС – средний и мелкий бизнес, юристы, офицеры, врачи, артисты, художники, преподаватели, профессура…

-8

К среднему классу относят и интеллигенцию без высшего образования: средних мед.работников, например.

НИЗШИЙ КЛАСС – рабочие, крестьяне, работники сферы услуг, имеющие постоянную работу.

-9

ДЕКЛАССИРОВАННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ – люди с доходом на грани или за гранью бедности, в том числе лица БОМЖ  и уголовники.

-10

Классификация достаточно спорная, действительная лишь при условии разумного распределения доходов, недопущения разрыва в доходах между классами  (и внутри одного класса) в среднем, более чем в 2 раза. Иначе – врач может оказаться беднее сезонного рабочего, а продавец богаче профессора, что у нас, к сожалению, сплошь и рядом и происходит.

И возмущаемся мы такой несправедливостью, не слишком задумываясь о том, что же следует считать социальной справедливостью?

А ответ существует: справедливость - это разрыв в доходах между "верхами" и "низами" не более, чем в шесть раз. Именно такая цифра в мире считается "социально приемлемой": не вызывает массовой обиды.

Какой разрыв у нас сегодня? Стоит ли называть официальные цифры, явно заниженные?

В Советском Союзе эта разница была четырёхкратной - и как же мы ею возмущались! Остаётся предположить, что чувство справедливости у нас врождённое - и крайне обострённое.