Найти тему
natpopova

Маяк Клостер-Кампа - для начала

Расскажу про Де-Кастри. Была просто беседа, точнее, всего лишь перекинулись фразами:
- А ты когда там была?
- В Де-Кастри? Да в прошлом году…
- А по укреп-району лазили? Уууу, там знаешь, кааак! А на маяк ездила?
- Маяк?
- Ну да, там же старый маяк, один из старейших на Дальнем Востоке. Там еще белогвардейцы сидели, окапывались. И главный их, то ли генерал, то ли… белый офицер, в общем, застрелился.
- ?!!??!

И я начала копать.

* * *

В конце XIX века Императорская Гавань, ныне - Советская стала местом чрезвычайно популярным: в залив постоянно заходили рыболовные суда, коммерческие шхуны, которые манил первоклассный лес и удобные бухты для ловли рыбы. К тому времени между Владивостоком и Николаевском было налажено морское сообщение, и залив Императорская Гавань, в т.ч. - Де-Кастри являлись промежуточным пунктом, где можно было укрыться от непогоды. Если верить А.П. Чехову (
а рискните не), у моряков даже есть выражение "удрать в Де-Кастри", т.е. эта бухта - единственное место, где могут во время бури укрываться суда, ходящие по проливу.

Теперь - экскурс. 4 июня 1893 года южнее мыса Св. Николая, в 12 милях от Императорской Гавани из-за густого тумана и невозможности уточнить свое географическое местонахождение потерпел крушение грузопассажирский пароход Добровольного флота "Владивосток". Считается, что именно это происшествие ускорило строительство маяков на побережье Японского пролива. И 30 декабря 1894 года управляющий Морским министерством распорядился приступить к строительству маяка на мысе Святого Николая вблизи Императорской Гавани. Маяк должен "быть исключительно опознавательным пунктом для мимоидущих судов на Сахалин, в Николаевск и обратно". Возведение маяка было поручено опытному специалисту, инженеру-подполковнику К.И. Леопольду.

Константин Иванович Леопольд родился 28 мая 1853 года. Лютеранин, получил образование в инженерном училище морского ведомства и Николаевской инженерной академии. Службу начал 25 мая 1870 года, участвовал в русско-турецкой войне 1877-78 годов. За время службы награждался орденами Св. Станислава III степени с мечами и бантом (
пищу от восторга от этой формулировки), Св. Анны IV степени, Св. Станислава II степени, Св. Анны II степени, Св. Владимира III степени.

На Тихоокеанском побережье России подполковнику Константину Ивановичу Леопольду - "особому инженеру-строителю с исключительными полномочиями" - предстояло за короткое время построить пять маяков: Николаевский, Крильон, Клостер-Кампский, Петропавловский, Жонкиер. Из всех перечисленных нас интересует именно Клостер-Кампский.

К слову, после окончания строительства маяков на Дальнем Востоке К. Леопольд вместе с супругой Софьей Михайловной проживал в Санкт-Петербурге на Грибоедовской набережной, дом 82 (
доходный дом М. Штрук – не зря ездила в Питер; как же всё взаимосвязано в нашей жизни!), служил в Главном инженерном управлении. Потом им был написан труд, о котором было доложено на общем собрании Императорского технического общества 31 января 1898 года "О строительстве пяти маяков и пяти сирен в Приморском округе". Перед революцией 1917 года К.И. Леопольд являлся членом совета по делам торговли и мореплавания, кандидатом в председатели IV отдела Императорского Русского технического общества.

Вернемся к маяку. Маяк расположен на мысе Клостер-Камп (
иначе – Клостеркамп), он же - мыс Орлова. У берегов мыса расположены подводные и надводные камни, вблизи находится кекур (камень столбом над водой), похожий на парус, высотой 9 метров. Данный мыс выходит в Татарский пролив и является южным входным мысом залива Чихачева, он же - залив Лаперуза. Т.е. мыс Орлова = мыс Клостер-Камп, залив Чихачева = залив Лаперуза. Объясняю путаницу. Изначально мыс был открыт и нанесен на карту в 1787 году французским мореплавателем Ж.Ф. Лаперузом под названием Клостер-Камп. Но волевым решением Хабаровского крайисполкома в 1952 мыс переименован в честь одного из активных участников Амурской экспедиции 1851-1855 года, которой руководил Г.И. Невельской. И стал мыс называться Орловым - в честь подпоручика корпуса флотских штурманов Д.И.Орлова. Заковыку в мозгах Хабаровского крайисполкома мне объяснить сложно, но простим; в конце концов, в каждом из нас есть немножко патриота…

Итак, мыс, море, суда, Леопольд. В 1890-х годах совместными усилиями на мысе Клостер-Камп появляется Клостер-Кампский маяк. Белый, трехсекционный, с башней высотой 16 метров. Порядковый номер (
полагаю, интересно тем, кто что-то соображает в навигации) - ARLHS ASR-050; Admiralty M7678; NGA 15760. Охраняла маяк немногочисленная специальная команда под началом офицера.

Про офицеров, осады, белых и красных, полковника Вица и сопутствующее - завтра. А пока - фото маяка. Наслаждайтесь.