Императорский бал, всегда важное событие в светской жизни.
Непосредственные участники активно делились впечатлениями в письмах, описывали интересные подробности в дневниках и мемуарах. Благодаря этому, детали этих балов известны и нам.
Степень популярности великосветских "тусовок" была разной и зависела от многих факторов: списка гостей, сюрпризов для их развлечения и удивления, меню и т.д.
Одним из успешных, а потому знаменитых, стал исторический бал у младшего брата царя - великого князя Владимира Александровича.
25 января 1883 г. хозяева бала – великий князь Владимир Александрович и его жена - великая княгиня Мария Павловна, облаченные в придворные костюмы XVII века, встречали гостей.
В журнале «Всемирная иллюстрация» приводится описание бала:
«На бал было приглашено… до 250 знатных особ обоего пола… На парадной лестнице, на площадке и в дверях малой столовой стояла прислуга, одетая в живописные костюмы разных эпох, имеющие связь с русской историей: то был скифы, варяги, бермяты, стрельцы новгородские и московские…
Вскоре гостиная и танцевальная зала наполнилась русскими боярами, боярынями и боярскими детьми обоего пола, воеводами, витязями, думными и посольскими дьяками, кравчими, окольничими, ловчими, рындами, конными и пешими жильцами (времен Иоанна IV)…»
Балам в исторических костюмах – предшествовала огромная работа. Для создания исторических костюмов подробно изучали архивы Императорской академии художеств, а также сохранившиеся костюмы.
Для костюмов использовали лучшие ткани, золотое и серебряное шитье, жемчуг и драгоценные камни, редкие меха соболя и горностая.
Позднее, некоторые супруги, как например Елизавета Фёдоровна и Сергей Александрович, продумали схожие вышивки своих костюмов для другого костюмированного бала в 1903г. Вместе Великий Князь и Великая Княгиня смотрелись очень гармонично
Несмотря на неприязнь Александра III к светским мероприятиям, императору приходилось присутствовать, так сказать «по-должности»:
«Тяжеловесный Александр III, как и его дед Николай I, относился к балам как к обязанности. Многолетний соратник императора граф С.Д. Шереметев вспоминает, что «придворные балы были наказанием для государя», что Александр III «никогда не отличался своими светскими наклонностями, не любил танцевать, на балах всегда скучал и не скрывал вообще своих взглядов».
На балу 1883г. присутствовали император Александр III с супругой. Можно предположить, что подчеркивая исполнение неприятной для него обязанности, император был в обычном мундире.
Страстная любительница танцев, императрица Мария Федоровна была одета в костюм русской царицы XVII века:
«наряд парчовой ферязи, украшенной бриллиантами, изумрудами, рубинами, жемчугом и другими драгоценностями; парчовой шубки с золотыми цветами, отороченной соболиным мехом и с разрезными рукавами»
В качестве головного убора, на императрице была:
"Серебряная шапка-венец, отороченная соболем и украшенная большими брильянтами, изумрудами и крупным жемчугом, который в несколько ниток ниспадал с шапки на оплечье»
На этом балу, во время ужина, исполнялись исключительно русские песни. Это было выражением подчеркнутого национализма Александра III.
Необычный бал произвел должное впечатление и многие вспоминали о нём в своих мемуарах.
Государственный секретарь А.А. Половцев записал в своём дневнике:
«Бал у великого князя Владимира Александровича… в костюмах по преимуществу русских XVI столетия. Праздник удается в высшей степени, обилие и разнообразие ярких цветов оживляет залу в противоположность скучному фраку.
На императрице верный исторический костюм, нарисованный кн. Григорием Гагариным. Богатство материи и камней чрезвычайное.
Жена моя – в русском костюме XI столетия, дочь – в татарском уборе, а я в костюме, изображенном на известной гравюре, изображающий портрет стольника Потемкина, ездившего послом в Англию.
Особенно выдаются костюмы Васильчакова, директора Эрмитажа и двух его дочерей…
Все великие князья разодеты в богатейшие костюмы и уборы, вообще мужчины одеты с большею, чем дамы, историческою верностью. Государь уезжает вскоре после ужина, но императрица продолжает танцы до 4 1/2 утра»
Под впечатлением от бала, императрица Мария Федоровна, в письме от 27 января 1883г. сообщала матери:
«Вчера вечером мы были на бале-маскараде у Владимира. Это был самый красивый бал, который ты только можешь себе представить.
Все были одеты в старинные русские костюмы, украшенные драгоценными камнями, богатство самых красивых материй, жемчуга и алмазы, так что было действительно удивительно.
Саша не хотел надевать костюм и пришел в форме. На мне был очень красивый, но очень неудобный костюм. Он был очень тяжелый, такой, что я не могла танцевать в нем».
Большей ярмарки тщеславия, чем зимние придворные балы, сложно представить. К ним очень тщательно готовились, продумывая не только фасон платья, но мельчайшие детали своего поведения.
Не обходилось и без "историй", и тогда бал не просто запоминался современникам, о нём слагали легенды)
Об этих «историях» вспоминали спустя десятилетия, они становились своеобразным «придворным фольклором», передаваемым из поколения в поколение.
Так например, Александр III, в одном из писем к цесаревичу вспоминал о забавной истории, произошедшей на январском балу 1891г.:
«Большой бал в Николаевской зале прошёл благополучно, было более народу, чем когда-либо; приехало на бал более 2200 человек, и к ужину пришлось ставить запасные столы.
Наш оркестр играл дивно в полном составе 106 человек и произвел эффект….
Падений, Слава Богу, не было, но во время вальса вылетела на середину зала большая юбка!».
Сложно представить состояние дамы, у которой в порыве вальса, из-под платья вылетела эта «большая юбка».
По случаю приезда румынского принца Кароля, осенью 1916 г. в Александровском дворце Царского Села устроили домашний бал. Именно на нем состоялся первый, дебютный выход в свет третьей дочери царя 17-летней Марии Николаевны:
"Входя в зал в туфлях на высоком каблуке, великая княжна Мария упала, на что немедленно последовала реплика отца: «Разумеется, это толстушка Мария»
Вряд ли это происшествие добавило юной княжне уверенности в себе.
Всё таки балы, это прекрасная традиция ушедшей эпохи.
Костюмированный бал 1903 года: первая и вторая части.
Продолжение следует...