Гуляя у Финского залива, мы с моими таксами случайно забрели на территорию санатория «Северная Ривьера» в Зеленогорске.
Обычно мы избегаем прогулочных мест, где много народу. На берегу места полно, да и пандемия всех приучила к самодостаточности.
Но тут мое внимание с берега привлекла замшелая каменная ограда. И появилось предчувствие. Сейчас может случиться чудо.
Еще несколько шагов и я просто замерла в счастливом ощущении прямого попадания в сказку! Как я раньше не видела этого...
Сразу вспомнилась молодость. Учась в институте, летом работала в «стройотряде» пионервожатой самого младшего отряда в детском лагере в Лейпясуо. Дети были потрясающие. Они мне открыли секрет. У нас под корпусом живут гномы!
Мы соорудили маленький почтовый ящик, чтобы обмениваться записками с нашими волшебными соседями. И вся смена превратилась в сказочную игру с разными потусторонними открытиями и находками.
Мы даже ставили спектакль про гномов и все спрашивали у них в записках советов как это сделать лучше))
Сейчас же открывшийся вид на старинную усадьбу моментально вернул меня в ту сказку. Так бывает. Ты живешь и знаешь, что в полушаге от тебя другой мир с его секретами и таинственными обитателями.
Посмотрите сами!
Кто может жить в таком доме?
Ну под ним-то точно гномы!
А наверху? Хоббиты?
Вход на крыльцо рождает именно такие ассоциации.
Все-таки как гармонично «северный модерн» вписывается в лесные пейзажи! Он просто сам по сути своей часть карельских лесов с их валунами и разлапистыми елями.
Это и правда настоящая вилла, не зря в начале прошлого века дачные особняки так называли на европейский манер.
Я насчитала 5 этажей в этом невероятном строении. Дверь была гостеприимно распахнута. Я для приличия постучала, но вилла отозвалась тишиной и особым ароматом еловой сырости.
Я тихо проскользнула в открытую дверь, но увидев жуткого вида коммунальную кухню, сразу поняла классическую судьбу старинного дома.Лучше уж я снаружи. Обошла особняк, рассмотрев все его милые детали.
Это мое новое открытие из серии «ускользающая красота». Возможно навсегда ускользающая.
Рядом с домом я обнаружила ледник, с датой над входом. 1927.
Но дом-то явно раньше построен…
По еловой аллее к особняку приближались две дамы преклонного возраста. Мои коротколапики бросились к ним здороваться, радостно виляя хвостами.
На мой вопрос о хозяине старинной дачи, одна пожала плечами, вторая довольно уверенно сообщила, что это Вилла Маннергейма.
Там даже часть надписи у входа на участок у ворот на камне сохранилась «VI...МА».
Я сильно усомнилась конечно, потому что по моему опыту любую красивую дачу начала прошлого века, хозяева которой неизвестны, местная народная молва окрестит «Дачей Маннергейма».
Запомнив адрес, решила что интернет лучше знает все обо всем)) Приморское шоссе 570 корпус К.
Оказалось, что это дача архитектора Ф. Ф. Лумберга. Так вот откуда этот овал на входе! Очень похожее окно есть в Перекупном переулке 9 , в центре Петербурга в районе Песков.
Этот доходный дом Федор Федорович Лумберг строил для себя, и на личной даче использовал тот же изящный художественный прием.
Вообще смотреть на те дома и дачи, которые строят архитекторы для себя лично не только огромное эстетическое удовольствие, но и своего рода психологический тест. Сразу многое можно понять о личности художника.
Смотрю и вижу сразу, что Лумберг- «трижды романтический мастер»!
Мир, который он создал для себя и своей семьи ,абсолютно потусторонний.
В таких домах не живут обычные люди.
В них живут фантазеры и мечтатели, которым надо ночью распахнуть маленькое мансардное окно на третьем ярусе крыши , потому что ветер зовет полетать.
Потому что море рядом с домом шумит сегодня особенно.
И в шуме его волн можно услышать едва различимую музыку скрипки, манящей Музы всех творцов, почитающих жизнь у карельского леса и всегда холодного северного моря как великий дар свыше.
Сколько громких имен помнят эти места. Я писала о Русской Финляндии в одноименной статье, поэтому не буду повторять то, что известно. ( почитать ту статью можно по ссылке)
Хочу только добавить, что Ф. Лумберг из их числа.
Сведения о нем весьма скудные. Родился Федор Лумберг в 1837 году в Риге в семье военного. Учился в Петербурге в Александровском кадетском корпусе, потом в Институте Гражданских Инженеров.
Там потом и работал чертежником и преподавателем акварельной живописи. Был главным архитектором Обуховского завода. Вроде бы и не очень романтично, но вы только посмотрите, друзья, ЧТО он строил в области сталелитейной промышленности!
Думаете замок? Нет! Водонапорная башня Обуховского завода.
В Петербурге по проектам Ф. Лумберга построено 13 зданий.
Очень мало известно о его личности и семье. Я перелопатила весь интернет, но нашла минимум сведений.
Участок у моря в Терийоках( ныне Зеленогорск) Федор Лумберг приобрел на имя своей жены Елены Ивановны в начале прошлого века.
Революционные события в Петрограде заставили семью Лумберга окончательно переехать в Терийоки, где они с двумя дочками поселились в своей усадьбе. В финском гражданстве Лумбергу почему-то было отказано.
С 1921 года дача была выставлена на продажу. Значит была критическая ситуация, иначе как расстаться с таким сказочным теремом...
Только в 1927 году ее купил управляющий одним из Выборгских банков Эйнар Кунтту на имя своей жены Марии.
Возможно упомянутая мной надпись у входа в усадьбу «VI...МА» обозначает вовсе не «Вилла Маннергейма», а «Вилла Мария».
Тогда стены дачи, подаренной Эйнаром Кунту возлюбленной Марии, наверняка помнят красивую историю любви… Но пока дача молчит об этом. Видимо не время.
Ф.Ф. Лумберг умер в Зеленогорске в сентябре 1938 года и был похоронен в 5 квартале Зеленогорского православного кладбища. Могила его к сожалению не сохранилась.
Только стены волшебной виллы на морском берегу в Зеленогорске еще помнят хозяина.
Но и они обветшали и постарели. Сейчас в особняке Лумберга общежитие работников санатория «Северная ривьера»…
Здесь остается только поставить многоточие, хотя логика требует очень много вопросительных и восклицательных знаков.
В заключение хочу добавить, что разыскивая в интернете данные о даче Лумберга, я узнала, что в начале 2000 годов на территории того же санатория сгорела еще одна старинная шведская дача, которая тоже была шедевром деревянного зодчества.
Это вилла Грёнстедт-Хейккиля.
Вот ее фотографии после пожара.
Рядом с этим особняком стояла прекрасная скульптура льва, победившего кабана. Вот все, что от нее осталось после разрушения дачи. Даже голову льву отпилили.
Я не удивлюсь, если лет через 10 ее случайно найдут замшелой в окрестностях дачи какого-нибудь «человека с фантазией».
Постарайтесь увидеть дачу Лумберга, друзья, пока еще не поздно. Находится она прямо у моря в крайней правой точке санатория «Северная ривьера».
Можно пойти по главной аллее, ведущей от центрального входа санатория к морю.
Потом повернуть направо по дорожке вдоль моря и идти до самого конца аллеи, пока не увидите очертания сказочного особняка, под которым наверняка живут гномы.
Благодарю вас за внимание и доброжелательность, дорогие читатели!
Подписывайтесь на мой канал, и я расскажу вам еще немало интересного о Петербурге и его знаменитых жителях, чьи имена навсегда остались в истории города!