Скорее всего, вы слышали о Моргенштерне — обычно его позиционируют как музыканта. На мой взгляд, уместнее назвать его шоуменом. Это человек, который прекрасно научился монетизровать ненависть.
В этой статье я хочу рассказать об этом во всех подробностях.
Плюс познакомить вас с новым термином, который я придумал не так давно, — хэйтономика (или хейтономика, я ещё не определился с написанием).
Скука не продаёт
Представьте, что вы смотрите видео о влиянии еды палочками на когнитивные возможности человека. Автор нашёл несколько исследований, которые показывают — да, еда палочками отлично развивает всякое в голове.
Какие эмоции это всё у вас вызовет? Ну, средненькие.
Я много лет снимают такие видео — они набирают примерно три-четыре тысячи просмотров.
Но можно получить примерно в пять раз больше просмотров, если добавлю всего одну фразу: «Именно благодаря палочкам, Китай добился своих феноменальных успехов».
Эта фраза у многих вызовет несогласие. Оно может быть о разном — кто-то не согласится с тем, что у Китая есть феноменальные успехи. Кто-то не согласится с тем, что успехи Китая появились благодаря палочкам (а не, скажем, идеологической платформе).
Не важно. Главное, что несогласие будет.
И появится оно только благодаря этой фразе. Всего одной!
Злость и ненависть
У некоторых несогласие перерастёт в злость — и это то, что нужно. Потому что просто несогласие ничего не даст. А вот злость даст очень много.
Ведь что мы делаем, когда у нас возникает злость? Используем её для преодоления препятствия (исследование).
Как мы можем преодолеть препятствие? Разными способами, в том числе и разрушением.
Как мы можем разрушить видео? Никак. Но мы можем попытаться разрушить автора видео. Для этого мы пишем саркастичный комментарий, полный оскорблений и сомнений в интеллектуальной пригодности автора.
Чем больше несогласных, тем больше злых, тем больше комментариев.
Алгоритмы Ютуба считают такое видео интересным — вон ведь какая активность в комментариях, наверное, крутое видео. И начинут его показывать всё больше и больше.
И дальше всё понятно — больше показов, больше просмотров, больше несогласных, больше разозлившихся, больше комментариев.
Ну а самый смак, когда у людей появляется не злость — а прямо ненависть. Ненависть приносит больше всего денег.
Хэйтономика
Я называю это хэйтономикой (или хейтономикой). Экономикой, основанной на ненависти. Ненависть — это новая нефть, она даёт деньги.
Моргенштерн прекрасно понимает, что происходит. В одной из своих сторис в Инстаграм он так прямо и написал — «продолжайте меня ненавидеть». Ненависть приносит деньги.
В своё время Моргернштерн использовал всего одно слово, которое запустило ненависть к нему. Это слово «Ублюдки».
Он так здоровался в начале видео. Обратите внимание — нам это потребуется позже — он не называл конкретных людей «ублюдками». Каждый мог посчитать, что это приветствие относится не к нему. Но некоторые считали, что это про них — и начиналось.
Эффективнее всего хейтономика работает на Ютубе и в ЯндексДзен/Эфир, на телевидение. Где похуже — Фэйсбук, Вконтакт, Инстаграм, Телеграм.
Почему хэйтономика приносит деньги?
Зритель не переносит ненависть с автора на рекламные вставки. Вы можете ненавидеть Малахова и Шурыгину, но когда во время рекламной паузы вам показывают какой-нибудь чай «Беседа», вы спокойны. А чем больше зрителей, тем больше просмотров рекламы.
Особенно на Ютубе или в ЯндексДзене — тут ещё люди и кликают по реклама. Больше просмотров, больше кликов — больше денег.
В Фэйсбуке или Вконтакте нет рекламных блоков внутри контента. Поэтому автор с них ничего не получает. Ненависть в этих сетях раскручивает только аккаунт, потом его нужно отдельно монтировать — так что КПД заметно ниже. Но всё равно работает.
Чем больше ненависти к автору, тем больше показов у видео/статьи. И тем больше доходы.
Самый смак — попасть под набег идеологических противников. Все эти фуры с дизлайками — это чистое, высокооктановое счастье для автора. Ведь это даст ещё больше показов.
Ненависть порождает приверженцев
Всегда найдутся люди, которым понравится. И чем больше ненависти, тем больше показов — и тем больше будет находиться людей, которым такое нравится.
Вот нехитрая математика.Предположим, условное видео про еду палочками просмотрело сто человек. Двоим понравилось, пятеро разозлились, девяносто три никак не отреагировали. Если видео посмотрит тысяча человек, пропорция останется той же.
Следовательно, если посмотрит миллион, найдётся двадцать тысяч человек, которым понравится. И можно делать рекламы для них непосредственно от автора контента.
Именно поэтому «Альфа-банк» сделал успешную рекламу с Моргенштерном. У него нашлось самое меньше 162 тычячи приверженцев, заказавших себе продукт, который он рекламировал.
Кроме того, когда на вас нападают слишком уж рьяно, вас начинают защищать. Про это даже исследование есть (см. здесь).
Такая защита приводит к ещё большему увеличению активности под видео/статьёй — и вот у вас ещё больше денег.
Мой пример
У меня есть две статьи «Мужской персональный ад» и «Женщина в декрете: плохие новости для мужчин».
В первой статье я рассказываю о психологических проблемах мужчин, во второй — о проблемах женщин. Первая статья вызывает много ненависти у некоторых женщин, а вторая — много ненависти у некоторых мужчин.
Что все они делают? Пишут комментарии. К чему это приводит? Статьи набирают просмотры и вырабатывают больше денег.
У меня есть видео на Ютубе — выступление на TEDx. Всего из-за одного примера в самом начале видео я регулярно получаю ненависть в комментах. И это — одно из самых популярных видео на моём небольшом канале.
Хейтономика и этика
Интересный момент: хэйтономика бывает этичной и неэтичной. Разница простая — есть ли нападение на конкретного человека(группу людей) или нет.
Скажем, говорит, что девушки, знакомящиеся с иностранцами во время чемпионата мира по футболу, все из себя блудницы и достойны порицания — это неэтичная хэйтономика.
А вот разместить в треке звуки выхода газа из организма — это этично, здесь нет нападения.
Об этом, кстати, сам Моргенштерн рассказывал на конференции «Амоконф». Его же обращение «ублюдки» — это на грани. Всё-такие это было не нападение на конкретных людей, хотя и грубовато.
Получается, можно использовать хейтономику и при этом оставаться этичным человеком. Неожиданно.
Итоги
Почему я придумал термин хэйтономика? Я хотел дать название процессу, который наблюдаю ещё много лет — чем больше ненависти вызывает человек или единица контента, тем они популярнее.
На мой взгляд, термин "хайп" здесь не подходит, потому что обозначает использование инфоповода. А вот хейтономика сама по себе может быть поводом. Другими словами, это совершенно разные явления.
Почему не все идут в хэйтономику? Не всем хватает выдержки. Тяжело, когда тебя поносят на чём свет. Мало кто может выдержать.
Но если у вас стальные нервы — вы теперь знаете, что делать.
А у меня всё, спасибо за внимание.
А вы что думаете о Моргенштерне и его умении вызывать к себе ненависть?