Найти тему
G.K.Halil

Китай через дизайн и архитектуру

Оглавление
Библиотека в Биньхае
Библиотека в Биньхае

Китай до сих пор многими воспринимается как, выражусь грубо и утрированно, нечто второсортное. На самом деле, страна сделала мощнейший рывок во многих сферах за последние годы. Я не идеализирую Китай, оговорюсь сразу, у меня с идеалами вообще беда, не интересны они мне. Это изучение и исследование Китая. Многое мне не по душе, например, тестирование программы социального рейтинга каждого "гражданина". Кто смотрел "Черное зеркало" понимают о чём речь. Но то фантастика, а это в реальности!

Но есть вещи, которые по-настоящему впечатляют. Стремление изменить облик городов, современный дизайн уживающийся со стариной.

В комментариях к какой-то статье о кино Китая прочитала возмущение тем, что слишком много китайского стало, начиная от товаров заканчивая статьями, фильмами и прочее. Почему азиатская культура интересна мне? Изначально, это привитая учителями в школе любовь к истории и культуре разных стран. Сейчас, это уже более конкретный интерес. Западная культура в поисках новых ценностей (чем старые не устраивают?), скинула "одеяния" донага, не оставив ничего сокровенного, личного человеку. Люди начали всё чаще обращаться к восточной, азиатской культуре. Политика и бизнес Азии, естественно, почувствовав этот интерес стали работать на наращивание своего влияния в мире. И по мне, лучше знать о тех, кто претендует на лидирующие позиции в этом самом мире, как можно больше, чтобы знать, что от них ожидать и как себя вести с ними.

Шанхай

В галерее фотографии из серии "Фантомный Шанхай" канадского фотографа Грега Жирара, большая часть карьеры которого, это работа в Азии, поэтому его работы можно считать документальным архивом происходящих там изменений.

"Фантомному Шанхаю" уже больше 15 лет наверное, поэтому этих домов уже в помине нет. Безусловно, старая архитектура в городе сохраняется, если она имеет историческое значение. Но не такие жилые дома.

Эти фотографии свидетельство резкой и быстрой трансформации города на заре строительного бума. Происходящие постепенно в остальном мире изменения больших городов, в Шанхае произошли всего за пару десятилетий. Из провинциального города застывшего во времени с неспешным ритмом жизни, Шанхай через разрушения и новое строительство "наверстал упущенное" и превратился в бурлящий мегаполис, один из самых больших бизнес-центров в мире.

Жирара удивил не контраст между новым и полуразрушенным старым, а жизнь в этих домах под снос на грани неповиновения, но всё же обречённая на забвение. Хотя, наверняка, многие кварталы можно было сохранить. Это свидетельство беспомощности маленького человека перед властью. Это трагично.

Глаз Биньхая

Библиотека "Глаз Биньхая" в одном из старейших городов Китая Тяньцзине, недалеко от Пекина, часть более крупного плана по созданию культурного района в городе. Библиотека спроектирована голландской студией MVRDV вместе с местным институтом городского планирования и дизайна. Голландская студия сама по себе очень интересный предмет изучения. Объекты разработанные студией MVRDV разбросаны по всему миру, и довольно часто они работают в Китае.

Атриум библиотеки был прозван "глазом" из-за сферического центрального элемента, похожего на глазное яблоко. Следуя контуру "глазного яблока" террасные книжные полки тянутся до потолка. Площадь библиотеки 33 700 кв. м, пять уровней, вмещающие 1,2 миллиона книг, читальные залы, книжные зоны, конференц-залы, офисы, компьютерные, аудио комнаты и патио на крыше. Библиотека была открыта в октябре 2017 года, всего через три года после начала проектирования. Она уже стала достопримечательностью города, хотя внешняя оболочка библиотеки менее впечатляет, чем внутреннее содержание. Если когда нибудь удастся попасть в Китай, библиотека точно будет в списке обязательных к посещению.

P.S. Биньхай это новый район в городе Тяньцзинь.

Би Фу Кунцзянь

Это небольшой магазинчик китайского архитектора и дизайнера Чэнь Сина. Пример того, как старое может соседствовать с новым, не противореча друг другу.

Это здание раньше было старым борделем, теперь стало бутиком одежды, автором которой является сам Чэнь Син. Именно это старое здание для реставрации он выбрал из-за внутреннего пространства. Внутренний двор под открытым небом, разделен пополам двумя помещениями с французскими дверями, которые открываясь соединяют кафе, бар и демонстрационный зал для одежды в одно большое пространство.

Чэнь Син, после внесения своих идей в интерьер, максимально сохранил оригинальные деревянные детали конструкций старого интерьера, стараясь сохранить дух старины. Своей целью дизайнер видит сохранение культуры и традиций, создавая вещи вне времени. Жажда денег приводит к исчезновению традиционных ремесел, которые и были источником этих вещей вне времени. Машинное производство не только упрощает процесс, но и сами вещи. И ценности в таких вещах нет, поэтому мы и меняем всё материальное в своей жизни со скоростью света. А сохранить и оставить своим детям нечего, ни традиций, ни действительно ценных дорогих семейных реликвий. Возможно попытки сохранить традиции такими людьми как Чэнь Син во всем мире, что-то и изменят. Но тяга к вещам малых семейных камерных произвоств, ориентированных на качество, а не количество, видна всё больше, потому что мораль ремесленников - делать вещи, продуманные до мелочей.