1. Давайте представим, мы в парке, с точки зрения педагога раннего речевого развития и логопеда, с чего начать родителю, готовясь на прогулку? На что обратить внимание?
Готовясь к прогулке, родитель берет во внимание следующие пункты:
- настроение,
- погода,
- активность.
Так, например, если мы видим, что ребенок активен, жаждет соревнований, то можно придумать небольшой квест. Из дополнительных материал может потребоваться мячик, но это совсем не обязательно.
Часто родители и дети придумывают игру на ходу. В любое время года можно найти много природного материала.
Для чего?
- для физической активности. Можно положить палочку на дорожку и представить, что это финиш. До него можно добираться различными способами (прыгать, бежать, кружиться, скакать на 1 ноге и тд),
- для развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления, речи, восприятия. Например, сравнивая материал (чья шишка больше, какое дерево выше, что тяжелее, какая птица громче поет и тд),
- для обогащения сенсорного опыта и тд.
Идей большое количество! Важно адаптировать из под возраст и потребности ребенка.
2. Прогулки по парку, это всё-таки развлечение или непрерывный образовательный процесс для ребёнка?
Для меня это неразделимые понятия. Почему?
Представьте ребенка, которому 2 года. Он играет в песочнице, бегает за родителями по дорожкам, собирает веточки, дует на одуванчики, срывает травку и тд. С первого взгляда, это обычные действия, и мы не видим никакого образовательного процесса.
Но, что мы подразумеваем под обучением? Скорее всего вы представите сидящего ребенка на лавочке, который читает книгу. Хочу вам рассказать, что это не всегда так. Прежде всего, надо опираться на возраст ребенка.
До 3 лет ребенок познает мир через органы чувств, через манипулирование предметами, обогащая свой сенсорный опыт. Если посмотрим на прогулку с другой стороны, то увидим, сколько знаний и опыта ребенок получает в процессе. При этом он не чувствует учительского тона, это проходит в рамках игры.
Чем старше ребенок становится, тем и время провождение меняется. В 5 лет дети очень любознательны! Их привлекают опыты, природные явления. Они хотят узнать обо всем! В этот момент лучше всего подключать и энциклопедию. Например, увидели необычного жука в парке, а дома прочитали о нем информацию.
3. Как Вы считаете, стоит совершать познавательные прогулки с малышами 1,5-2-х лет, если да, то почему?
Конечно стоит! Как я рассказывала ранее, эти прогулки отличаются от прогулок с детьми старше 4 лет.
В раннем возрасте мы:
- знакомим ребенка с новыми предметами,
- обогащаем словарь,
- развиваем выносливость, ловкость,
- развиваем внимание, память, восприятие, мышление,
- обогащаем сенсорный опыт,
- слуховое восприятие и тд.
Это все благотворно влияет и на развитие речи ребенка.
Таким образом, ребенок развивается гармонично.