Найти тему

Феномен информационной войны

Исторические этапы информационных войн

Информационная война - это вид боевых действий, в котором основным объектом воздействия является информация, хранящаяся или циркулирующая в системах управления, разведки и других органах противника. 

Она нужна для того, чтобы поднять моральный дух своего народа и войск и ослабить волю противника.

Оружием данной войны являются все возможные средства массовой информации, которые используются для популяризации и воздействия определенной информации среди населения той или иной территории. 

Существует три масштабные цели информационной войны:

  • Контролировать информацию для проведения информационных атак на врага
  • Повысить эффективность вооруженных сил с помощью внедрения функций военной разведки
  • Контролировать информационное пространство врага и не допускать утечку своей информации

Способы информационной войны:

  • Психологическое давление на врага
  • Предоставление ложной информации (дезинформация)
  • Уничтожение способов передачи информации противника
  • Защита собственной информации
  • Уничтожение или искажение информации без видимого повреждения носителя

Самый распространенный способ информационной атаки - психическое давление (пропаганда, устрашающие знаки, демонстрации и т. д.) и физическое противодействие (публичные казни, аресты и др).

Информационные способы ведения войны возникли еще до нашей эры. Уже тогда военачальники понимали, что победа зависит не только от психологического состояния своих воинов, но и от настроя противников. Наиболее простым и эффективным способом “подорвать” волю врага в те времена была дезинформация. Данным способом пользовался Александр Македонский, он часто использовал устрашающие штандарты, маски, звуковое сопровождение военных действий и др. 

Самым популярным примером дезинформации является "троянский конь", с помощью которого спартанцы захватили Трою и разгромили ее.

Одним из лучших специалистов античного мира по дезинформации являлся Ганнибал. Чтобы подкрасться к врагу незаметно, военачальник длительное время говорил о том, что в его войске появилась некая болезнь, чтобы противник потерял бдительность. 

Информационные войны с применением печатных средств

Впервые информационная война с применением печатных средств была применена во время Первой мировой войны. В это время немецкие пропагандистские листовки произвели на противника неожиданно сильный эффект, после чего в Лондоне был создан специальный орган для разработки информационных материалов, содержащих британскую интерпретацию войны. По окончании войны был создан специальный штаб морального и психологического разложения немецкой армии, сыгравшего роль в исходе боевых действий.

Один из известных эпизодов первых пропагандистских сюжетов - распятый немцами канадский офицер. Первое упоминание об этом офицере было в 1915 году, которое появилось в британской газете The Times. 

Самая первая статья об офицере породила огромное количество возмущения, после чего данная тема начала популяризироваться. В статьях писали о том, что немцы взяли в плен, а после распяли солдата из Канадского корпуса. Однако, это всего лишь миф. 

Англия использовала пропаганду против Германии, после вторжения немцев в Бельгию. Новости о немецких зверствах в Бельгии постепенно переросли в масштабную кампанию, известную как «Изнасилование Бельгии».

В прессе писали о том, как немцы самыми извращенными способами насилуют и убивают монашек, после чего отрезают им груди и другие части тела, после выпитого алкоголя, распевая веселые песни, немецкие солдаты отбирают младенцев у матерей и насаживают их на штыки, а подросткам отрубают руки. 

Огромную популярность обрел сюжет, когда немцы, после взятия Антверпена, потребовали от священнослужителей бить в колокола, но, услышав отказ, расстреляли и повесили их на колокола вместо языков.

Несомненно, некоторые преступления, относящиеся к жителям Бельгии, имели место быть, но вышеперечисленные подробности были выдуманы для того, чтобы настроить другие страны, особенно США, против Германии, которая, в свою очередь, винила в своей жестокости бельгийских жителей, в особенности - священников и монашек, якобы они похищали солдат и выкалывали им глаза, отрезали языки. 

Какое-то время по Англии ходили слухи о том, что сами ангелы спустились на Землю, чтобы помочь англичанам в сражении при Монсе. У данной истории, в отличие от других, есть автор - Артур Мэкен. Он сочинил рассказ об ангелах, которые расстреляли немецких воинов и помогли английским войскам в битве при Монсе, прочитав об этом сражении в газетах. 

После публикации этого сюжета, писателю поступали сотни запросов дать более подробное описание этого инцидента, однако Мэкен сразу признался, что рассказ он выдумал и ничего не было. Начали появляться “очевидцы”, которые якобы видели следы от пуль на телах немецких солдат. Тогда ситуацию взяли в свои руки пропагандисты, так как народ из-за начинавшейся войны начал падать духом.

История начала обрастать различными слухами, после чего ее начали писать в газетах.

Писатель протестовал, но его только обвиняли во лжи и говорили, что ангелы действительно были. После чего образы ангелов, помогающих англичанам в войне с немцами, стали появляться не только в газетах, но и на плакатах.

Также, одна из ярких примеров черной пропаганды является проект “Фабрик трупов”, который впервые появился в британских газетах The Times и The Daily Mail в 1917 году. В статье об этой фабрике говорилось о том, что в германии умерших на поле боя солдат не хоронят, а отправляют их тела на так называемые фабрики трупов, где из их тел добывают жир, из которого делают мыло, а останки скармливают свиньям. 

С появлением таких статей правительство Британии планировало запретить издавать данные истории, так как данная информация слишком малоправдоподобная. Однако, издательства продолжали выпускать подобные статьи. Более того, в окопы немцев начали сбрасывать множество листовок, в которых солдатам говорили, что их собственное начальство превратит их в мыло, а кости отдадут свиньям. 

Германия долгое время требовало от Англии признать, что они не кормят свиней костями своих солдат. В последствии, это действительно произошло, но во время Второй Мировой войны. Историю про фабрики трупов начали вспоминать чаще, когда появились концлагеря. 

Пропаганда нацизма

 Все время существования Третьего Рейха развивалась пропаганда нацизма, во главе которой стоял Йозеф Геббельс. Во время Второй мировой войны было выпущено около 1300 фильмов, в которых присутствует пропаганда нацизма, а в кинотеатрах перед и после (в сумме около 45 минут) просмотра фильма был обязателен просмотр пропагандистского журнала “Die Deutsche Wochenschau”, печатались различные плакаты, а также пропаганда осуществлялась через радио. 

Йозеф Геббельс и Адольф Гитлер
Йозеф Геббельс и Адольф Гитлер

Прежде чем популяризировать фашизм, Геббельс тщательно на протяжении долгого времени изучал методы воздействия на общество американских пропагандистов. Геббельс утверждал, что пропаганда - искусство, которое будет действовать на людей только в том случае, если народ не понимает, что его “обрабатывают”.

Геббельс превратил политические митинги и собрания в пышные, зрелищные события, в карнавалы с музыкой и флагами, во время которых людям внушали, что Гитлер - сверхчеловек, призванный спасти Германию.

Работа Геббельса заключалась в том, чтобы держать людей в состоянии нервного возбуждения. 

Йозеф Геббельс внушал обществу, что фюрер велик, он выше всех людей, только благодаря ему Германия стала единой и сильной державой. Также, он является создателем многих лозунгов, которые были направлены против евреев и других народов, например: "Все беды Германии - от евреев", “Евреи – наше несчастье”, “Не покупай у еврея – не продавай нацию”, “Осторожно, враг подслушивает. Знай, твоим соседом может оказаться еврей”. Также в общественных местах были повешены таблички с надписями “Не для евреев”, “Евреи нежелательны”. Геббельсу удалось “натравить” народ Германии на евреев. Люди действительно считали их теми, кто портит расу и обычаи страны. 

Обществу говорили, что евреев просто вывозят за пределы Германии и оставляют их в покое, однако, это было отнюдь не так. Практически все евреи были отправлены в концлагеря. 

Пропаганда СССР

Пропаганда Советского союза также развивалась во время и после Второй мировой войны. Москва, как и Берлин, тщательно изучала методы воздействия на человеческую психику, а также активно использовала средства распространения информации: радио, кинематограф, печать. 

Было напечатано много плакатов, самыми крупными издательствами были издательства “Искусство” в Москве и Санкт-Петербурге. 

Радио были размещены практически во всех общественных местах, чтобы все, в том числе и неграмотные люди могли послушать последние новости, в том числе и пропагандистские передачи.

С начала 1912 годов начала издаваться газета “Правда”. 

Во время создания этой газеты, редактором которой, можно сказать, был Ленин, партия основывалась на опыте многих легальных и нелегальных газет, таких, как “Искра”, “Пролетарий” и других. 

Владимир Ильич лично разрабатывал структуру “Правды”, подбирая редакцию и авторский коллектив. Уже в 1914 году данная газета выпустила более 300 работ Ленина.

Так как большевики принимали активное участие в разработке “Правды”, газета стала еще одним способом пропаганды большевизма и борьбы с меньшевиками и троцкистами. 

“Правда” подвергалась репрессиям и цензуре со стороны царской власти. Царская власть не раз закрывала газету, но она продолжала выходить под другими названиями, например, “Рабочая правда”, “Рабочий”. 

После революции, газета стала вновь официально печататься. Тогда газета пропагандировала стратегию и тактику большевистской партии, проводила большую идейно-просветительскую работу, последовательно раскрывала антинародную сущность буржуазного Временного правительства, в газете рассказывалось о разоблачении оппортунизма меньшевиков и эссеров. Помимо этого, в газете были предоставлены важные документы партии и произведения Ленина. 

Особенности и средства ведения информационных войн в СМИ

Главная цель пропагандистов - как можно тщательнее скрыть от людей манипуляции, с помощью которых осуществляется пропаганда. 

Самым эффективным способом повлиять на людей является передача ложной или искаженной информации через СМИ.

Выделяют несколько методов влияния на людей через СМИ

Стратегические методы

Стратегические методы направлены на воздействие на человека с помощью лингвистических и психологических средств, которые способны исказить представление человека о той или иной информации, или могут вызвать у человека некие сильные чувства (например - страх).

Методы:

  1. Последовательно влияющая на человека. Данный способ представляет собой постепенно искажающуюся информацию, которая способна плавно переменить мнение и представление человека. Такой способ более актуален для скептически или враждебно настроенной аудитории. Суть этого метода в том, что публикация с мягкой и нерезкой критикой, которая постепенно принимает облик нейтральных убеждений, а после сменяется пропагандой. Главная проблема данного метода заключается в том, что использовать его можно только через авторитетных и популярных читателей СМИ.
  2. Серия публикаций по выбранным фактам. Во время обработки информации ее тщательно сортируют на “нужную” и “ненужную”. Нужную информацию могут подправить, приукрасить и представить читателю в виде обработанных фрагментов. Эта информация может предоставлять некие аргументы в пользу противника, но выглядеть она будет довольно слабо и составлять мизерную долю от общего количества фрагментов. 
  3. Вызывание паники и страха. Этот способ может быть представлен как в виде отдельных, эмоционально окрашенных сюжетов (катастрофа неизбежность, конец близок и другие), так и в виде их серий. В популярных СМИ часто используют правдоподобные и вполне реальные аргументы (враг ожесточен и готовится к нападению), чтобы лучше воздействовать на людей, привыкших к обоснованным событиям. Главной целью данного метода является вызывание у общества чувства страха, паники и местами незащищенности, потому что людьми в таком состоянии управлять становится легче. “Если людей пугать достаточно долго и достаточно сильно, они пойдут за всяким, кто пообещает спасение” - Стивен Кинг. 
  4. Внушение того, что смерть и ограничения - обычные, правильные и нормальные вещи. Во время предоставления информации СМИ, пользуясь данным методом, включают в текст средства для демонстрации обыденности и неудивительности смерти (во время аварии погибло тринадцать человек). Данная информация обычно сообщается холодным и равнодушным тоном, предоставляются статистические данные, причины гибели людей и, возможно, о героизме.
  5. Описание врага, как тирана и деспота. Осуществляется внушение на определенную группу людей, представляя неприятеля в виде угрозы для людей. В таком случае важно сформировать убеждение, что насилие и враждебность не являются справедливым решением для обеих сторон. Активно использовались, а где-то используются и до сих пор такие лозунги, как “политика этой страны всегда мешала нам жить”. 
  6. Превозношение собственного народа. Данным способом очень любил пользоваться Гитлер. Он включает в себя такую политику, при который народ должен чувствовать себя борцом за справедливость/ мир во всем мире/выживание. Люди должны чувствовать себя непобедимыми и способными противостоять любой силе. Подобное мировоззрение формируется путем предоставления человеку исторических событий, в которых присутствуют моменты героизма со стороны предков. 
  7. Создание образа союза между некоторыми странами и братскими народами. Этот метод довольно рискованный, так как в дальнейшем, союзники и давние друзья могут оказаться врагами. Однако, он достаточно эффективен, когда конфликт возникает сразу в нескольких крупных государствах. В этом случае стране выгодно иметь хоть не идеальный, но образ “братских народов” или союза с другой страной. Главным посылом и причиной для осуществления этого метода является появление общего врага. 
  8. Создание критериев превосходства над другими народами/странами. Этот способ похож на предыдущий, единственное его отличие заключается в плане цивилизационного превосходства страны. В попытках подчеркнуть необразованность и отставание страны, используют, в основном, высмеивание и пропаганду стереотипов о народе/стране. 

Тактические методы

Эти методы представляют практически прямую ложь, которая развивается в результате использования определенной лексики и различных синтаксических структур. Как и в стратегических методах, здесь тоже есть разделение методов на некоторые разновидности.

Методы: 

  1. Искажение фактов. Этот метод эффективен в случае отсутствия доказательств для пропаганды или обвинения в действиях неприятеля, которые, на самом деле были совершены не им, а третьими лицами.
  2. Ложь. Она нужна для перекладывания последствий своих действий на противника (проще говоря - с больной головы на здоровую). Но, несомненно, иногда она может быть эффективна, например, в том случае, когда требуется ответная реакция. 
  3. Смешение фактов. Один факт сменяется другим, более выгодным для пропагандистов.
  4. Абсолютное замалчивание. Вычеркивание “лишних фактов”, то есть удаление самой нежелательной информации, которая способна вызвать негативные последствия со стороны общества. 
  5. Частичное замалчивание. В этом случае искажаются или удаляются отдельные детали факта, сам же он отражается.
  6. Отсутствие объяснений. При таком раскладе читателю предоставляется полный набор фактов, не имеющих объяснения. 
  7. Ложные объяснения. В этом случае факты объясняются неправильным и более удобным способом. 

Заголовки

Заголовки должны “кричать”, независимо от того, к чему они относятся, потому что чем скандальнее и громче заголовок - тем больше шансов привлечь читателя. Существуют заголовки, которые либо соответствуют, либо не соответствуют содержанию. Метод, при котором заголовок не соответствует/частично соответствует содержанию можно использовать, чтобы выделить основную идею текста по мере его прочтения, в таком случае будет впечатление, что весь текст подвержен единой идее.

Семантические диспропорции

Семантические диспропорции (семантический сдвиг) - это изменение лексического/смыслового значения слова/всего текста.

  1. Неровные детали описания. Важные события в этом случае сопровождаются множеством подробностей.
  2. Поляризация оценочной лексики. В этом случае одни и те же явления, описываемые одной и той же стороной речи в одном и том же тексте, имеют противоположную семантику в описании, в зависимости от того, принадлежат ли они той или иной стороне (например, «террористы» и «борцы за свободу»).
  3. Ложно-смысловой ряд. В таком случае отрицательный факт вставляется в цепочку положительных и преподносится как положительный, то есть объединяются несочетаемые понятия.
  4. Применение различных стилей. В этом случае о противнике можно говорить сокращенно, а о его достоинствах - расширенно. А рассказывать о своих успехах можно наоборот простым и понятным языком.
  5. Использование модальности. Этот прием позволяет действовать, используя глагол с определенным смысловым оттенком.

Апелляция авторитетов

  1. Отсылка на неназванный источник. В данном случае это может быть источник, представленный как «авторитетный», «знакомый с ситуацией» или «высокопоставленный», но на самом деле это домыслы.
  2. Отсылка на ложный авторитет. В этом случае источник назван, но на самом деле это некомпетентное или заинтересованное лицо.
  3. Односторонние заявления. В этом случае выбираются несколько «экспертов», утверждения которых находятся в одном положении.
  4. Заключение цитаты. В этом случае цитата (с назначенным или неназванным автором) завершает текст, по сути, это «мораль» и основная идея.
  5. Взаимная замена. В этом случае один факт (например, действительно незначительный) подчеркивается другим (значимым) рядом с ним.

Аргументация

  1. Утверждение без аргументов. В этом случае делается необходимое утверждение, которое не доказывается.
  2. Аргументация предыдущим утверждением. В этом случае аргумент представлен как идея, ранее считавшаяся верной. В некоторых случаях весь текст может быть основан на этой технике.
  3. Обобщающий аргумент. В такой ситуации утверждение в сложном заголовке и введении используется в роли шага, что не объясняется там «для краткости».

Исходя из всего вышеперечисленного мы делаем вывод, что большинство государственных органов имеет большое количество средств для поддержания и развития информационной войны. Большинство данных средств так или иначе связаны со СМИ.

В современных условиях, когда каждая социальная группа и каждое государство проводит свою информационную линию, задача политики становится максимально эффективнее при использовании всего комплекса инструментов и методов влияния. Отказ от манипулирования сознанием приведет только к тому, что человек попадет под манипуляции противника или третьих сил. Основу пропаганды в этой войне составляют мирные и довоенные времена. Хотя государство не намерено начинать боевые действия в ближайшем будущем, «мирная» пропаганда все равно оказывает влияние, которое можно в течение небольшого периода времени предстать перед людьми в качестве реальной войны. При планировании, компетентные органы государственной информационной политики должны учитывать политические (внутренние и внешние) и экономические риски, тесно сотрудничать с органами национальной безопасности и внешней разведки, а также принимать активное участие в Национальной Безопасности страны.