Найти тему
Вижу красоту

Выставка «Избранное у избранных»

Друзья, время летит молниеносно. Вот уже и завершила свою работу выставка современного авторского фарфора и керамики «Избранное у избранных», посвящённая памяти искусствоведа Татьяны Иосифовны Дулькиной, признанного исследователя керамики Гжели.

Выставку проводил Гжельский государственный университет: Московская область, Раменский район, посёлок Электроизолятор, 67.

-2

Я как куратор выставки понимаю, что многие хотели её увидеть, но не имели времени на дальнюю поездку в Гжель. А потому я обещал сделать репортаж. И так, начнём.

-3

Работник культуры

Татьяна Иосифовна Дулькина (1931–2014) с 1961 по 2007 год служила в Государственном Историческом музее. Она занималась изучением русской и западноевропейской керамики, была признанным специалистом по истории фаянса, в частности, керамики Гжели и Строгановской керамики. Татьяна Иосифовна стремилась пополнять собрание музея не только значимыми произведениями XVIII – первой половины XX века, но и работами лучших современных керамистов. Человек разносторонних интересов, большой эрудиции, работоспособности и активности, она называла себя «работником культуры». Её научные труды внесли значительный вклад в историю отечественной керамики и, прежде всего, керамики Гжели. Татьяна Иосифовна принадлежала к почти ушедшему уже поколению музейщиков-шестидесятников, которые долгие годы трудились за мизерную зарплату, однако были предельно преданными, честными, прямыми в оценках и заинтересованными участниками общемузейного процесса. Часто судьба зачеркивала их усилия (равнодушие дирекции, невозможность публиковать труды, железный занавес и, в последние годы, коммерциализация музеев и части музейщиков), но деятельность этого поколения продолжила традицию служения культуре, а не начальству.

-4

На обложке каталога выставки труды Татьяны Иосифовны Дулькиной между шамотными букендами Натальи Савиновой 2007 года.

-5

Эту же композицию мы представили на подиуме в заглавии выставки в Гжельском университете.

Галина Петровна Московская – художник по росписи фарфора, скульптор, член ВТОО Союз художников России, член Союза дизайнеров России. Заслуженный художник Российской Федерации, директор Института изобразительного искусства и дизайна, профессор кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна Гжельского государственного университета.

Родилась 7 октября 1951 года в деревне Гари Кильмезского района Кировской области. В 1972 году окончила Кировское художественное училище. В 1982 году окончила обучение на отделении керамики МВХПУ (б. Строганова). С 1983 года работала на Производственном объединении «Гжель» и на художественном отделении Гжельского силикатно-керамического техникума, являясь с начала его восстановления ведущим преподавателем.

Одна из первых в Гжели создала столовый сервиз на основе традиционных форм майолики XVIII века.

Коршунова Ирина Викторовна Коршунова – художник, член Союза художников Российской Федерации. Доцент кафедры изобразительного искусства и народной художественной культуры Гжельского государственного университета, кандидат педагогических наук.

Родилась в 1968 году в городе Выкса Горьковской области.

1983–1987 – Гжельский силикатно-керамический техникум, отделение «Художественная керамика», специальность «художник-мастер» (Московская обл., Раменский р-н, п. Электроизолятор).

1999–2004 – Московский государственный университет культуры и искусств, факультет «Теория и история народной художественной культуры», специальность «Преподаватель по специальности «Народное художественное творчество».

С 1988 года работает художником в творческой группе Производственного объединения «Гжель» и создаёт разнообразные фарфоровые изделия в традиционной манере гжельского народного художественного промысла.

Татьяна Васильевна Лощинина – народный художник Российской Федерации, Лауреат Государственной премии в области литературы и искусства, член союза художников России.

Родилась 4 января 1963 года в п. Кадом Рязанской области.

1978-1982 – учёба в Абрамцевском художественно-промышленном училище. 1988– 1992 – учёба в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной. С 1983 года пришла работать на Скопинской фабрике художественной керамики.

-9

Татьяна Константиновна Голованова – Главный художник ЗАО «Скопинская художественная керамика». Народный художник РФ. Заслуженный художник РФ. Член ВТОО «Союз художников России». Лауреат Государственной премии в области искусства. Почётный гражданин города Скопина.

Родилась 19 ноября 1959 года в городе Скопин Рязанской области

1976–1980 – училась в Абрамцевском художественно-промышленном училище. С 1980 начала работать на Скопинской фабрике художественной керамики.

Татьяна Константиновна, став в 1988 году главным художником предприятия, смогла проявить не только свои многогранные творческие способности, но и талант организатора. До настоящего времени ей удается успешно совмещать индивидуальное творчество с обязанностями главного художника, предполагающими большую самоотдачу в объединении коллективных творческих сил промысла, заботу не только о достижениях в авторской керамике, но и в массовой продукции.

Наталия Николаевна Богданова (1931–2015) – художник декоративно-прикладного искусства, скульптор-керамист. Народный художник России, заслуженный художник РФ. Член Союза художников СССР. Член-корреспондент Российской академии художеств. Секретарь Правления Союза художников России по декоративно-прикладному искусству (1994–2009).

Родилась 7 января 1931 года в Москве в семье известного специалиста по керамике, заслуженного художника РСФСР Эсфирь Михайловны Гинстлинг (1904–1993). В 1958 окончила отделение скульптуры Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова. В 1960-е годы Наталия Николаевна стояла у истоков новаторского направления в отечественной керамике – декоративной пластики свободных форм. Эта поистине уникальная авторская керамика привнесла в российское прикладное искусство креативное отношение к возможностям традиционных материалов и вызвала всплеск творческих исканий.

Наталия Богданова. Чайник «Русская майолика». 1970
Наталия Богданова. Чайник «Русская майолика». 1970

Майолика Наталии Богдановой ритмична и цельна по форме, темпераментна и энергична в росписи. Она вдохновлена духом свободы и временем перемен 1960-х годов, познакомившим художников с керамическими экспериментами Пабло Пикассо.

Наталия Богданова. Кувшин «Листья травы»
Наталия Богданова. Кувшин «Листья травы»

Этот кувшин – детище 1960-х годов. После нарочитого украшательства предшествующих сталинских лет московские керамисты стали очищать форму от лепнины, обнажая конструкцию и тем самым выявляя естественную вытянутость и красоту цельного объёма. Тёплая рукотворная керамика при этом должна была согреть холодные пространства крупнопанельного бетонного жилья. Потребность и спрос были. И художники творили всем на радость!

Наталья Глебовна Савинова (1945–2013) – художник-керамист. Член Союза художников СССР.

Родилась 7 июля 1945 года в Ленинграде. В 1969 году окончила кафедру керамики Ленинградского Высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной.

Наталья Савинова. Часы «Сон» (владельческое название). 2003
Наталья Савинова. Часы «Сон» (владельческое название). 2003

Символом последних лет в творчестве Наталии Савиновой являются часы.

Марина Васильевна Коваленко – художник-керамист

Родилась 2 мая 1960 года в Астрахани. В 1981 году окончила Абрамцевское художественно-промышленное училище. С 1983 года работала на Производственном объединении «Гжель», в майоликовом цехе в деревне Фенино.

Марина Коваленко. Чашка с блюдцем «Нимфея». 2003
Марина Коваленко. Чашка с блюдцем «Нимфея». 2003

Керамика Марины Коваленко удивляет. Вроде бы и простая глина в основе, грубый материал, а какая утончённость и ощущение дорогого материала. Как же органично золочение в сочетании с эмалями и стекловидными глазурями. Ювелирная керамика!

Николай Борисович Туркин (1962–2019) – художник-керамист, живописец, график. Заслуженный художник России. Член Союза художников СССР. Член Московского Союза художников.

Родился 6 июня 1962 года в городе Киржач Владимирской области в семье художника по тканям Бориса Туркина. Занимался в изостудии Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (1969–1973), учился в Московской средней художественной школе имени В. И. Сурикова (1973–1977). В 1981 году окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В.М. Васнецова. С 1982 по 1990 год работал художником, а с 1990 по 1997 год главным художником майоликового цеха в деревне Фенино (Гжель). Один из инициаторов возрождения гжельской майолики, организатор творческой группы.

Николай Туркин любил говорить: «Я делаю свой русский стиль», тем самым утверждая собственную ироничную лексику художественного самовыражения. Он уделял большое внимание наследию русского лубка.

Валентина Васильевна Чепрасова – художник-керамист.

Родилась 21 февраля 1969 года в городе Йошкар-Ола. В 1988 году окончила отделение декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Гжельского художественно-промышленного техникума по специальности «Художественная керамика». С 1989 года работала в майоликовом производстве ЗАО «Объединение Гжель» в майоликовом цехе в деревне Трошково.

Ведущий гжельский художник по майолике.

-19

Владимир Николаевич Гориславцев – художник-керамист. Народного и заслуженный художник Российской Федерации.

Родился 3 октября 1939 года в Барнауле. В 1970 году окончил Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной, кафедру керамики и стекла. В 1970–1975 был главным художником на Ленинградском заводе «Стройфарфор», художником экспериментальных керамических мастерских Ленинградского отделения Художественного фонда РСФСР (1975–1991).

У Гориславцева – сильная и выразительная живопись, его цветовая палитра богата и пластична. Он удивительно тонко передаёт в керамических росписях линейный ритм петербургской архитектуры, пульс городской жизни, холодный колорит северного города. Он подлинный певец Петербурга, глубоко почувствовавший и воплотивший его поэтический образ.

-20

Андрей Владимирович Ларионов (1948–1991) – художник по росписи фарфора, скульптор. Член Союза художников СССР.

Родился 2 августа 1948 года в Ленинграде. Отец – Народный артист СССР Ларионов Владимир Андреевич, мать – архитектор Ашропян Галина Леоновна, бабушка – Ларионова-Никитина Анна Николаевна, первая в России женщина – зубной врач, была личным зубным врачом Николая II, дедушка – один из лучших теноров Болгарии.

В 1971 году Окончил ЛВХПУ им. В. И. Мухиной по кафедре керамики и стекла. В 1971–1977 годах работал на комбинате Художественного фонда РСФСР. С 1 сентября 1977 по 20 августа 1988 года работал художником на ЛФЗ, в период с 1 октября 1985 по 31 января 1988 был главным художником завода. Работал в подглазурной и надглазурной росписи, создавал новые формы ваз и других предметов.

Фарфор Андрея Ларионова неповторим и легко узнаваем. Художник создал целый мир образов, посвященных Петербургу Гоголя и Достоевского, передающих особую атмосферу «самого фантастического города…» из всех городов мира.

-21

Татьяна Васильевна Афанасьева (1946 г.р.) – художник по росписи фарфора, скульптор. Заслуженный художник РФ. Почётный член Российской Академии художеств.

Татьяна Васильевна Афанасьева работает на Императорском фарфоровом заводе с 1975 года. Художественное образование она получила сначала в Ленинградском Архитектурно-строительном техникуме, что оставило характерный отпечаток на её творческом подходе, а затем в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной на кафедре керамики и стекла.

Главные темы и изобразительные мотивы фарфора Афанасьевой – это пейзаж, интерьер и натюрморт. Одним из направлений начала творческого пути Татьяны Васильевны были созерцательные пейзажи, проникнутые лиричностью и тонкими нюансами настроения. Со временем они перевоплотились в беспрецедентные архитектурные фантазии и ирреальные пейзажи, рожденные в пространстве обратной перспективы, которые на настоящий момент являются одним из основных лейтмотивом творчества мастера. Особое декоративное решение произведений художника легко узнаваемо, а яркий художественный почерк Татьяны Афанасьевой угадывается в каждом её произведении. Автор владеет редким даром восприятия мира в его движении и развитии, способностью отражать в произведениях свой внутренний мир, неотрывно связанный с внешним. Её необыкновенное пространственное решение композиции, фактурные орнаменты, оригинальный колорит, игра с текстурами завораживают зрителя, и затягивают в пространство произведения, побуждая посмотреть на окружающую реальность глазами художника.

Юлия Леонидовна Жукова – художник по росписи фарфора, скульптор.

Родилась в Ленинграде в 1963 году. В 1987 году, сразу по окончании кафедры керамики и стекла в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, была принята в штат художников Ленинградского фарфорового завода им. М.В. Ломоносова. С 1987 года принимает участие в выставках. C 1990 года – член Союза художников России.

Михаил Александрович Сорокин – ведущий художник и скульптор Императорского фарфорового завода.

Михаил Александрович родился в 1950 году в Куйбышеве (ныне Самара) в семье слесаря-сборщика авиационного завода и швеи. Его отец во время Великой Отечественной войны собирал знаменитые штурмовики Ил-2. После школы, в 1970 году, будущего скульптора и художника призвали в армию. Служба проходила под Свердловском в лучшей и прославленной части противовоздушной обороны страны. Когда военная служба была успешно окончена, он решил начать учиться в вечерней художественной школе. В 1976 году у Михаила Александровича уже за плечами начальное художественное образование и он решается на переезд в Ленинград, с целью поступления в ЛВХПУ имени В.И. Мухиной. После усердной подготовки его мечта осуществилась: он – студент отделения керамики и стекла, а позже был принят художником на Ленинградский фарфоровый завод.

Михаил Александрович отлично освоил смежные профессии модельщика и литейщика, работал арт-директором и заместителем начальника художественной лаборатории.

Фарфор, безусловно, женская отрасль. Как таковое, галантный мир XVIII века создал трогательные и тонкие вещи. И вот – из под рук Михаила Сорокина – мы получаем мужские предметы. Это так редко!

Даниил Дальевич Филиппенко – скульптор, художник по росписи фарфора. Член Союза художников России.

Родился в Ташкенте в 1962 году. Детство, юность и школьные годы прошли в городе Сочи. Уважая потомственность в выборе будущей профессии, пошёл по стопам своих Родителей. В 1978 году поступил в Киевское Эстрадно-Цирковое училище, и, в 1982 году окончив его, успешно работал в должности жонглёра эстрады и цирка в Киевской, а затем и Сочинской филармониях.

В 1985 году стал посещать мастерскую В.Н. Елисеева в Сочи и учиться тайнам керамики. В 1986 году окончил художественную школу Сочи по специальности живопись. Приехав в Ленинград в 1988 году, посещал подготовительные курсы при ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, куда и поступил в 1991 году. В 1997 год окончил обучение на кафедре керамики и стекла Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица (бывшее ЛВХПУ им. В.И. Мухиной)

С 1997 по 2000 год работал художником по формам на заводе «Красный фарфорист» в Новгородской области. С 2000 года работал скульптором на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге

Нина Евгеньевна Троицкая – художник по росписи фарфора, скульптор.

Родилась в Магнитогорске в 1959 году. С 1987 года, сразу после окончания кафедры керамики и стекла ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, работает на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова. С 1990 года член Союза художников России.

-27

Татьяна Львовна Чарина – художник по росписи фарфора, скульптор.

Родилась в Ленинграде в 1957 году. После окончания Ленинградского художественно-графического педагогического училища (1976) и кафедры керамики и стекла ЛВХПУ им. В. И. Мухиной (1986), начала работать на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова

С 1990 года член Союза художников России. С 1997 по 2001 год – преподаватель на кафедре керамики в СПбГХПА.

Галина Дмитриевна Шуляк – художник по росписи фарфора, скульптор. Заслуженный художник РФ.

Родилась в Магнитогорске в 1944 году. С 1967 по 1969 год работала художником на заводе «Красный фарфорист» в Новгородской области. С 1969 по 1974 год училась на кафедре керамики и стекла в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. Работа на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова началась в 1976 году. На сегодняшний день Галина Шуляк – лидер по количеству авторских работ, тиражируемых на производстве.

-29

Сергей Николаевич Соколов – художник по росписи фарфора, скульптор. Заслуженный художник РФ.

Родился в Йошкар-Оле в 1956 году. C 1971 по 1975 годы учился в Московском художественно-промышленном училище им. Калинина. В 1985 году окончил кафедру керамики и стекла ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. С 1985 года работает на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова. С 1991 по 1998 год – главный художник Ломоносовского фарфорового завода. С 1991 года член Союза художников.

-30

Иван Иванович Тарасюк – художник по росписи фарфора, скульптор, мастер декоративно-прикладного искусства, график, живописец, художник цирка. Заслуженный художник России.

Иван Иванович Тарасюк родился в 1957 году в Свердловске (ныне Екатеринбург), там же окончил художественное училище, а в 1988 году — графический факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. С 1981 года принимает участие в выставках.

Иван Тарасюк. Скульптурная группа «Трио» (владельческое название). 2014
Иван Тарасюк. Скульптурная группа «Трио» (владельческое название). 2014

Иван Тарасюк: «Мой творчество уподобляется близкой мне по духу стихией Джаза, с бесконечным обыгрыванием композиций, искусством интерпретации и эффектным соло на разных инструментах… Поэтому каждая моя работа – это своего рода джазовая импровизация, когда слышишь знакомое и ожидаемое, но всегда новое».

Ирина Матвеевна Чернова – художник-керамист. Член Творческого союза художников Декоративно-прикладного искусства

Родилась в Москве. Образование высшее техническое – Московский энергетический институт. Кандидат технических наук. Преподаватель.

С 2012 года начала учиться в студии керамики под руководством художника-керамиста, члена-корреспондента Академии художеств Валентины Кузнецовой. Блестяще освоив технику лепки из жгута, быстро преодолела барьер страха перед технологическими трудностями и начала буквально еженедельно воплощать в материале свои давние задумки. Осознав условность «правильной» академической формы, и при поддержке и благожелательной критике Валентины Кузнецовой, смогла найти свой узнаваемый художественный язык и обрести авторское лицо.

Ирина Чернова.  Скульптура «Мой письменный вьючный мул». 2018
Ирина Чернова. Скульптура «Мой письменный вьючный мул». 2018

Марина Цветаева. СТОЛ. 1933–1935

Мой письменный верный стол!

Спасибо за то, что шёл

со мною по всем путям.

Меня охранял – как шрам.

Мой письменный вьючный мул!

Спасибо, что ног не гнул

под ношей, поклажу грёз –

спасибо – что нёс и нёс.

Галина Борисовна Дулькина – скульптор-фарфорист. Член Союза художников России и Творческого союза художников России. Член Международной академии керамики.

В 2004 году окончила факультет керамики Московской государственной художественно-промышленной Академии им. С.Г. Строганова. В 2005 году стажировалась у Михаила Сорокина на Императорском фарфоровом заводе.

С 2006 года работает в своих мастерских в России и Латвии.

-35

На фотографии из известной галереи «Elysium» (Вильнюс, Литва) я обнимаю любимые произведения – «Солнцем полна голова» и «Постсупрематический Король» – сразу узнаваемые, как характерные только для творчества Галины Дулькиной.

Послесловие: Я счастлив. Я вижу красоту

Выставка «Избранное у избранных» в Гжельском государственном университете (ГГУ) – оммаж Татьяне Иосифовне Дулькиной, признанному исследователю отечественной керамики. Круг её научных интересов был весьма широк, но Гжель всегда занимала в нём центральное место. В процессе подготовки выставки мне довелось познакомиться со многими людьми, тесно связанными с Гжелью: педагогами ГГУ, преданными своей миссии Учителя, крупными современными керамистами и фарфористами, талантливыми студентами.

Мне открылся мир нынешней керамики Гжели, важнейшей составляющей бездонного «Гжельского моря» (определение Олега Тюленева), части мирового океана керамики. Подготовка выставки стала для меня не только трудом, но и радостью общения с неординарными личностями, так или иначе связанными (порой опосредованно) с Татьяной Иосифовной...

Разумеется, география встреч была шире, чем Гжель, но всегда это были встречи с большими художниками и замечательными людьми...

Борис Дулькин за долгие годы собрал значимую коллекцию современной авторской керамики и фарфора. Ей могут позавидовать многие российский музеи, в основном приобретающие только исторический антиквариат, и ждущие безвозмездного дара от действующих фарфористов и керамистов... Знаю, что Татьяна Иосифовна в своё время прикладывала много усилий, чтобы Исторический музей, в котором она прослужила более 40 лет, покупал произведения современных авторов. И это передалось Борису, который приобретая произведения для своего собрания, их публикует, а также декларирует, что государственные и частные организации должны не только платить творцам достойный авторский гонорар, но и регулярно устраивать их выставки в России и Европе.

Я, куратор выставки, также нахожусь в диалоге с Татьяной Иосифовной и её талантливой семьёй. Оказавшись волею судьбы в Москве, я вновь получил от неё напутствие на ещё одну ступень профессионального пути – работу с современными художниками. Так к исследованию музейных фондов, я с радостью и волнением добавил изучение и пропаганду авторских керамических произведений через экспозиционное творчество.

Я счастлив от того, что вижу красоту и имею возможность быть сопричастным её преумножению и распространению.

Иван Гольский

-36

Памятная фотография открытия выставки. 20 мая 2021 года

Слева направо: Иван Гольский (куратор), Борис Дулькин (коллекционер), Галина Московская (декан), Ирина Коршунова (доцент), Денис Сомов (и.о. ректора).

Из книги отзывов
Из книги отзывов

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ячсастлив