В ночь на 4 июня 1989 года случилась Ашинская железнодорожная катастрофа, которая и до сего времени считается самой крупной в России и на всем постсоветском пространстве по числу погибших и пострадавших в ней людей, а также по понесенному материальному ущербу.
Название свое она получила по населенному пункту, рядом с которым и произошла – городу Аши (Челябинская область). Масштабы этой катастрофы столь велики, что до сих пор нет единого мнения по поводу точного количества погибших в аварии.
Итак, катастрофа произошла у самого подножья Змеиной горы, сквозь которую проходил газопровод. На этом газопроводе произошла поломка – труба лопнула и образовалось облако газа. К несчастью, поломка эта произошла как раз в том месте, где железная дорога и газопровод находились друг от друга на минимальном расстоянии.
Еще одним крайне неудачным стечением обстоятельств было то, что в это время там стояла необычайно жаркая и, что самое печальное, безветренная погода. То есть облако газа просто копилось, а не развеивалось. И, наконец, последняя роковая случайность – это облако взорвалось ровно тогда, когда по железной дороге проходило 2 скорых пассажирских поезда. Один из поездов шел из Новосибирска в Адлер, а другой из Адлера в Новосибирск, оба они были набиты пассажирами, которые ехали на отдых и, соответственно, с отдыха.
Взрыв произошел в 01:14 по местному времени. Как потом выяснилось, мощность взрыва составила около 12 килотонн тринитротолуола (например, во время взрыва атомной бомбы в Хиросиме мощность была не многим больше – 16 килотонн).
Вагоны разбросало и смяло так, будто бы они были просто из бумаги. Самые жуткие повреждения получили хвостовые вагоны составов. Детонация газа спровоцировала также пожар окрестного леса, в результате которого полностью выгорел 151 гектар, ещё 100 га выгорело частично. По официальной версии в поездах находилось 1284 человека, но эти данные, возможно, неточные, так как среди этих людей лишь те, о которых удалось узнать по билетам. Но даже из этого числа целыми и невредимыми остались лишь 52 человека. Поскольку в Советском Союзе данные о катастрофах частенько замалчивались, то достоверно узнать о количестве погибших не представляется возможным.
На каменных плитах, посвященных жертвам катастрофы, есть имена 575 человек (по других данных 645), но это, скорее всего, лишь те, кто погиб непосредственно в момент аварии и в первое время после нее. Но травмы и особенно ожоги, полученные людьми в Ашинской катастрофе, были такими серьезными, что умирали от них люди еще долгое время, и вот они, вероятно, в списки погибших уже не вошли. 623 человека остались инвалидами.
Причины катастрофы вызывают споры до сих пор. Непонятно, из-за чего вспыхнул пожар, взорвавший газопровод: то ли электрическая искра с проводов была тому виной; то ли кто-то из пассажиров бросил в окно непотушенную сигарету; то ли из под колесной пары одного из поездов вылетела искра. Есть даже версия о вражеской диверсии, осуществленной для дестабилизации ситуации в уже гибнущем СССР.
Вызывает вопросы и поломка газопровода, вернее, трещина на трубе – уж больно нехарактерной она была. Официальная версия гласит, что трещина якобы образовалась в 1985 году, когда при проведении строительных работ ковш экскаватора задел трубу. Повреждения оказались незначительными, но со временем на трубе в месте удара начались коррозионные процессы, которые и привели к образованию трещины в ночь на 4 июня. Сама трещина образовалась якобы только за 40 минут до катастрофы, поэтому никто не успел ее заметить и устранить неполадку. Однако как показало дальнейшая проверка, газ скапливался 20-25 дней, а жители окрестных сел говорили, что чувствовали запах газа.
Виновных в аварии нашли довольно быстро – это были строители газопровода. 7 человек (рабочие, прорабы, несколько должностных лиц) были привлечены к ответственности. Максимальное наказание — 5 лет лишения свободы.
А вот, что пишет об этой катастрофе врач-реаниматолог Владислав Загребенко, работавший в ту ночь: "Больных привозили на самосвалах, на грузовиках вповалку: живых, не очень живых, вообще неживых.
Особо хочу сказать об ашинцах. У каждого больного дежурил доброволец, и еще была очередь, чтобы занять это место. Они тащили котлеты, картошку, все, что раненые просили. Известно, что этим больным с ожогами нужно много пить. Но такого количества компотов я представить себе не мог: все подоконники были уставлены, весь пол. Площадь перед корпусом была заполнена волонтерами. За считанные часы 455 жителей Аши сдали 144 литра крови. Вся Аша поднялась на помощь".
В 1992 году на месте трагедии был сооружён восьмиметровый мемориал.
Ещё интересно: Об этом Человеке надо рассказывать в школе, но о нём никто не знает. Пример героизма храбрости и мужества Шаварша Карапетяна
Как по одному слову определяли немецкого шпиона во время Великой Отечественной войны
"Не все так радужно" — чем недовольны жители и туристы Крыма, когда он стал российским