Хорошо ли быть отличником?
Ответ «да». Но только до окончания обучения в средних и высших образовательных заведениях.
В психологии синдром отличника определяют как стремление всегда все сделать идеально, не иметь права на ошибку, получать признание от окружающих и быть первым в любой сфере. Похожее понятие – перфекционизм.
Чем же эти похвальные цели могут так осложнить жизнь?
- Достижение идеала – задача невыполнимая. И рано или поздно невозможность достигнуть высокой планки заставляет человека испытывать дискомфорт, ощущать себя никчемным, обесценивать реальные результаты.
- Любая критика = плохая оценка. И вступает чувство вины, которое не мотивирует меняться или игнорировать замечания, если они несправедливы, а напротив, вызывает острую реакцию обиды, развитие комплекса неполноценности.
- Жажда похвалы – это ориентир на внешнюю оценку вместо опоры на внутреннюю уверенность в себе.
- Победа и поражение не идут впрок. Победа обесценивается, т.к. в ней не все произошло по идеальному сценарию. Поражение даже в мелочи – крах всего, путь к депрессии.
- Страх неудачи отодвигает достижение успеха, заставляет растягивать подготовительный этап на годы.
Достаточный перечень неприятностей, чтобы постараться победить в себе этого самого отличника?
Может помочь работа со специалистом: психологом или коучем, чтобы правильно расставить жизненные приоритеты, научиться видеть поддержку в себе самом, не зависеть от одобрения других.
Можно начать фиксировать проявления синдрома отличника и не допускать его отрицательного влияния на свою жизнь:
- Дать себе право на ошибку и начать с мелочей: позволить творческий беспорядок на столе, резко поменять планы…
- Научиться не сравнивать себя с другими людьми, помнить о своей уникальности.
- Осознать, что каждый человек больше всего думает о себе и не ждет чужой «идеальности». Мнение других о вас скорее всего не станет хуже, если и вы окажетесь от роли «отличника».
- Давать себе самому поддержку и ободрение, не ожидая «подпитки» от посторонних.
- Найти хобби, в котором важнее и интереснее будет процесс, а не результат.
- Поставить цель: каждый месяц пробовать новые активности.
- Воспринимать с юмором, если что-то не получилось. В этом - простор для развития, а не повод для стыда.
Самый строгий учитель чаще всего сидит в нашей голове. Отчитывая себя за «ошибку», стоит подумать, а смог бы я такие слова сказать другу? А почему я с собой так груб?
Если хочется получать пятерки – на здоровье. Главное, знать им цену и то, что есть еще много важного и интересного.