Найти тему
Катехизис и Катарсис

Зачем Красная Армия обходила противника, оставляя его у себя в тылу?

Зачем нужны охваты и обходы? Почему в книгах известных историков рассказывают о маршале Жукове, который требовал от подчиненных не биться в лоб за каждый населенный пункт или укрепленную точку, а обходить и идти дальше, оставляя немцев у себя в тылу. Разве ж так можно? Может быть, из-за этого у нас и были потери?

В какой-то мере я рассматривал этот вопрос в статье о «пехотном» и «кавалерийском» мышлении. Там был рассмотрен ключевой момент с точки зрения прорыва в глубину – передовая группа не должна пытаться биться за каждый пункт, который не мешает ей выполнять ее основную задачу. Задача передовых подразделений – прорываться максимально далеко вперед, обходя узлы сопротивления. Если устраивать «Верден» за каждую встреченную укрепленную деревню, о быстром продвижении можно забыть. Это поставит под угрозу всю операцию. Ведь пока мы бодаемся с опорным пунктом, противник подтягивает резервы, перегруппировывает или отводит части. Кто-то возразит, что оставленные в тылу немцы могут мешать снабжению. Могут. Но наступающая армия состоит не только из передовых подразделений. Есть и те, кто следуют за ними. Они-то будут заниматься зачисткой тыла и прикрытием флангов.

-2

Бывают ситуации, когда для продвижения вперед какие-то узлы нужно обязательно брать. Разумеется, нельзя обходить вообще всех, некоторые могут стоять на важном узле дорог и серьезно мешать снабжению или просто преграждать путь вперед. Однако и на таком низовом тактическом уровне их далеко не обязательно брать лобовым штурмом. Конечно, лобовой штурм иногда может быть полезен, например если времени очень мало или есть риск усиления противника, или имеется настолько существенное превосходство в силах, что всех можно просто смести огнем. Но нередко бывали и другие ситуации. И тогда опять начинает работать обход и охват. Для чего же он нужен?

Для начала противник совершенно не в каждом узле будет стойко обороняться. В некоторых случаях сам факт обхода и риска остаться в окружении может деморализовать и дезорганизовать бойцов. Не всегда у них есть приказ или смелость держаться под угрозой окружения. Поэтому лобовой штурм они вполне могут сдерживать, а под угрозой окружения отойти. Если сама угроза окружения не дает эффекта, начинает работать следующий фактор – перерезание снабжения. Боевые действия любой армии времен ВМВ строятся на огневых средствах: артиллерия, минометы, пулеметы – всё это потребляет при активных действиях просто немереное количество боеприпасов. Их нужно откуда-то брать. В случае, если подвоз прерывается, обороняющимся через некоторое время просто будет нечем стрелять.

Разумеется, противник может попробовать снабжать их по воздуху, но это не всегда возможно и не всегда эффективно. Для начала далеко не каждый пункт настолько важен, чтобы его так снабжать. Количество самолетов тоже ограничено – если пунктов много, снабжение всех по воздуху может и не получиться. В случае если площадь узла сопротивления небольшая, то туда не выйдет ни посадить самолет, ни отправить планер, ни даже толком сбросить достаточное количество контейнеров на парашютах. Немало контейнеров попадет не адресату, а нашим наступающим войскам. Свои коррективы может внести и погода – она может быть нелетной или летной, но над целью будут облака и не получится точно сбросить груз. Не стоит забывать и про наши истребители – что-то они могут сбить. А ведь у транспортной авиации есть и иные задачи! Самолетов на всё может просто не хватать.

БТР могут позволить наступающим частям продвигаться до определенной степени не обращая внимания на огонь противника
БТР могут позволить наступающим частям продвигаться до определенной степени не обращая внимания на огонь противника

В, общем, как минимум можно противника обойти и отрезать от снабжения. Что еще можно сделать, обойдя укрепленный пункт? Например, подкрепить удар с фронта ударом с фланга и тыла. Разумеется, пункт может быть подготовлен к круговой обороне. Однако далеко не факт, что она будет одинаково прочная со всех сторон. Плюс атаки с разных сторон могут позволить поражать огневые средства противника, которые при атаке только с фронта недостижимы. Не говоря уж о том, что с нескольких направлений можно атаковать большими силами, чем только с одного, а противника это заставит свои силы распылять. Тем самым задача «взять узел сопротивления» может быть решена быстрее и с меньшими потерями, чем при простых лобовых атаках.

А если не просто охватить укрепленный пункт, а продвинуться чуть дальше? Что мы можем встретить в ближайших километрах за линией фронта? Артиллерию противника. Обошедшие узел обороны части, даже просто стрелки без артиллерийского вооружения, могут заставить артиллерию противника сняться с позиций или вступить с ними в бой, а то и вообще уничтожат! Отличная поддержка для атаки опорного пункта! Если продвинуть фронт еще чуть дальше, то у противника просто не будет возможности поддерживать артиллерией этот участок. Дальность стрельбы массовой дивизионной артиллерии немцев – 12 – 13 км. Чтобы стрелять дальше, нужно иметь либо 105-мм пушку, а это уже далеко не самое распространенное в Вермахте орудие, специальные снаряды, либо что-то еще более мощное. Опять же, обход может позволить выбить противника с господствующих высот в этом районе и взять их самому. А с них корректировать огонь своей артиллерии, что опять же поможет штурму.

В нескольких километрах за линией фронта — артиллерия. Атака просочившейся пехоты вряд ли ее воодушевит
В нескольких километрах за линией фронта — артиллерия. Атака просочившейся пехоты вряд ли ее воодушевит

Как видите, можно попробовать разные варианты. Некоторые из них сложнее, некоторые проще, но нечасто бывает так, что никакой, кроме лобового штурма, невозможен. Все-таки в те времена еще не было массовых приборов ночного видения, а значит можно хотя бы попробовать просочиться ночью. А затем – перерезать или затруднить снабжение, отогнать или выбить артиллерию, установить наблюдательный пункт, атаковать одновременно с нескольких направлений. Вариантов – куча, и они отлично дополнят основной удар по укрепленному пункту, если уж его надо обязательно взять.

А если брать его не обязательно, то тем более незачем долбиться. Если можно полноценно обойти, оставив немцев тыловым частям, то после продвижения передовых подразделений, когда от снабжения будет отрезан весь участок обороны, противнику станет уже не до удержания этого пункта. Или противник начнет общий отход под угрозой окружения, или гарнизон узла обороны решит, что не хочет попадать в плен, вариантов – масса. Да, иногда противник стойко обороняется. И если вместо всех перечисленных вариантов только тупо долбиться лбом, то и людей потеряешь, и время. Ведь противник будет обороняться в выгодных ему условиях – со снабжением, и с той стороны, с которой он готов. Опять же, не будут выполняться оперативные задачи, ведь нужно успеть их решить до того, как противник отреагирует. Если запинаться на каждом рубеже, то никаких задач не решить. Поэтому и приходилось порой нашим маршалам обращать внимание тактических командиров на такие вещи.

Илинич Виталий.

https://vk.com/fretless.plague. Личная страничка автора.

https://vk.com/logicofwar. Мой авторский паблик по истории и военному делу. В нем вы найдете эту и многие другие мои статьи.

https://vk.com/catx2. Коллективный исторический паблик авторов. Там есть всё.

Поддержать автора добровольным пожертвованием:

Карта Сбера — 4274 3200 4894 6258