Найти тему
Партнеркин

От торговли тапочками в 90-е на рынке до промышленного производства спортивного инвентаря

Оглавление

Я вырос в Советском Союзе. Отслужил в армии, был направлен в Южную Корею. Меня поразили небольшие семейные предприятия корейцев. В их городах было полно мелких лавочек. Тогда же и у меня появилась мысль стать предпринимателем.

Вышло так, что я не работал по найму ни дня в своей жизни. В 90-е расцвело частное предпринимательство, и я влился в его волну. Торговал тапочками на рынке. Сегодня у меня 5 крупных бизнес-проектов, про один из них я хочу рассказать.

О юности в СССР

Я из очень бедной семьи. В однокомнатной квартире мы жили впятером. Вода и электричество были не всегда. За моей учёбой родители не следили, поэтому я рос без царя в голове.

Мне очень нравились автомобили, свою жизнь я хотел связать с ними. Думал, если ничего толкового из меня не выйдет – пойду в шофёры. Я получил эту профессию, но поработать не успел. Меня забрали в ВМФ (военно-морской флот), и я уехал во Владивосток.

Крейсер, на котором я служил, назывался «Варяг». Мы останавливались в Южной Корее. Быт корейцев в корне поменял моё мировоззрение.

В Сеуле на первом этаже любого здания обычно был чей-то бизнес: кафе, мастерская, магазинчик – что-угодно. На втором этаже жили владельцы здания, а третий они сдавали в аренду молодёжи. Такие «семейные домики» сильно меня вдохновили.

Когда я вернулся в СССР, полный впечатлений, сестра подсказала мне, чем я могу заняться. В то время на рынках торговали только женщины. Дело это считалось непрестижным. Редких мужчин, кто там был, называли «барыги». Тем не менее, сказала она, заработать там можно.

-2

Женщины редко торговали обувью. Это довольно тяжёлый товар. Я занял 100 долларов под 30% в месяц и съездил до ближайшего крупного города, закупил мешок тапочек и сланцев. На этих тапочках я и поднялся уже в лихие 90-ые.

О предпринимательстве

Я в отличие от многих понял куда движется рынок. Мои соседи до сих пор торговали, расстелив клеёнку, а я стал арендовать отделы в магазинах. Все деньги шли в развитие. Вскоре у меня открылся мой личный магазин спортивного инвентаря. Он, кстати, жив до сих пор и конкурирует с крупными сетями.

Я не зацикливался на спортивном направлении. Мне всегда хотелось развиваться разносторонне. Я пробовал открывать свой суши бар, торговать продуктами, детскими колясками, тротуарной плиткой. У меня был свой ледовый каток. Был и автосервис. Часть проектов закрылась из-за низкой рентабельности, но я никогда сильно не переживал из-за этого.

-3

Только через постоянные ошибки мне удалось найти рабочие бизнес-модели. Например, сейчас у меня есть своя маленькая сеть гостиниц. Есть и турагентство, которое мы открыли вместе с женой. Оно сильно пострадало в эпидемию, но выжило.

И всё же самым любимым я считаю свой магазин спортивной экипировки. Его открывали мы с партнёром. Объездили швейные производства, посмотрели, как всё устроено. Поговорили с владельцами и со швеями. Поняли где закупать ткань, а где оборудование.

О спортивном инвентаре

Сперва оборудовали небольшое помещение. Инвестиций было немного, это правда, но при этом мы экономили, потому что не конца верили в успех. Тем не менее, за 3 года наш швейный цех на 14 человек вышел на годовой оборот в 9 000 000 рублей. Прибыли он не приносит, мы все деньги вкладываем в развитие.

Товары из мира спорта в подавляющем большинстве родом из трёх стран: Китай, Вьетнам и Пакистан. Конкурировать с ними очень трудно. Я могу купить китайскую шапочку для плавания за 35 рублей, а могу за эту же сумму ткань, для того, чтобы самому сшить такую шапочку. Вот такая конкуренция.

Мы стали специализироваться на изготовлении тяжёлого спортинвентаря. Его из-за границы везти невыгодно. Это боксёрские мешки, макивары, шлемы, маты, утяжелители. Кроме того, шьём спортивную форму. Ещё делаем тюбинги. Многие их называют «ватрушки» для зимнего катания с горок.

-4

Продаём это в местных сетях спортивных магазинов. В Москву везти невыгодно. Сотрудничаем с производителями прочего инвентаря по бартеру. Таким образом и у нас, и у них всегда широкий ассортимент товаров. Оказалось, можно неплохо зарабатывать даже обустройством спортзалов «под ключ».

Товар, с которым мы вышли на всероссийский рынок – боксёрские перчатки. Мы разработали собственную модель, она более качественная, чем азиатские аналоги.

А для молодых предпринимателей могу дать ценный совет – произвести товар не так трудно. Трудно его продать. Поэтому, если задумываетесь над какой-нибудь идеей производства, купите аналогичный товар у конкурента и продайте его, как свой. Протестируете спрос и, может быть, сэкономите много денег и нервов.