***
Я дам вам пару пушек. Исторические приключения на основе реальных событий.
(Edge of the World, 2021, Великобритания)
Кажется, я что-то пропустил.
Например, момент, когда в европейское кино вдруг пришла мода на исторические драмы про... Малайский архипелаг колониальной эпохи.
Судите сами: не прошло и месяца, как нам прокрутили в Интернете голландский "Восток" - об Индонезии послевоенной (Вторая мировая) поры, - а тут уже британцы подсуетились. И выкатили на наш суд картину об ещё менее известной странице из жизни тех островов - "Край света" режиссёра-клипмейкера Майкла Хауссмана.
Последнее видится странной иронией.
Отработав без малого тридцать лет с суперзвездами Мадонной, Полой Абдул, Милен Фармер, Канье Уэстом, Шакирой, Джастином Тимберлейком, Дженнифер Лопес и многими другими, Хауссман мог бы куда логичнее сварганить нам музыкальную драму. Или на худой конец детективчик из мира музыки, вроде недавнего "Города лжи".
Однако Майкла понесло в какие-то совсем уж дикие пампасы - в середину 19 века, на остров Борнео (он же Калимантан). И в историю знаменитого "белого раджи" Джеймса Брука - личности, бесспорно, интересной, но, будем честны - не для широкой публики.
И это ещё мягко сказано.
У Хауссмана похождения Брука (Джонатан Рис-Майерс), офицера в отставке, а ныне богатого наследника, странствующего на личной шхуне, начинаются, когда он бросает якорь у берегов Борнео. И, высадившись на сушу со своим другом, а также племянником и слугой, отправляется шляться по окрестностям.
При том все они наслышаны о пиратах, чьи логова могут быть в здешних джунглях. Однако это решительно никого не пугает, хотя на гербе Брука вроде бы нет девиза "Слабоумие и отвага".
Чем вскоре обернётся эта прогулка с целью размять ноги после долгого плавания, в тот день никто и не подозревал.
А обернулась она чередой удивительных встреч, других прогулок и приключений, чьим итогом стал... аж титул правителя этих земель, дарованный Бруку самим султаном Брунея.
Причём на этом уникальная история Джеймса Брука в фильме ещё далеко не кончается...
Впрочем, для тех, кого заинтересовал этот приключенческий олдскул в духе книг Буссенара, Киплинга и Конрада (по роману последнего "Лорд Джим" картина и снята), есть и плохие новости.
"Край света" - кино, бесспорно, хорошее, колоритное и качественное. Но при этом и довольно специфическое.
Во-первых, боевых сцен в нём очень мало, а те, что есть, до обидного короткие и сумбурные. Что в целом логично, ведь Брук изначально вёл себя как принципиальный миротворец, но для подобного фильма это, увы, заметный минус.
Во-вторых, темп сюжета тоже неспешный, изобилует не шибко интересными беседами и рассуждениями.
Хватает тут и медитативных сцен с закадровыми монологами. А также экзотических клиповых ракурсов (ну, кто снимал-то!), что вносят в повествование нотки психоделики, но энергичности ему тоже не добавляют.
И, в-третьих, бедноватый антураж бамбуковых хижин, реки и джунглей за весь фильм почти не меняется (за исключением сцен в корабельной каюте и у султана), что тоже, к сожалению, делает его слегка однообразным и усыпляющим.
***
В общем, ваша оценка сей картины будет целиком и полностью зависеть от того, угодит она вам под настроение или нет. Потому что серьёзных претензий "по существу" к ней нет - просто снята она нетипично. И наверняка разочарует тех, кто ждёт от неё каскада приключений в духе "Индианы Джонса".
Однако, если вы сразу настроетесь на стильно-неторопливое историческое полотно в духе "1492: Завоевания Рая" Скотта, "Нового Света" Малика или даже "Танцующего с волками" Костнера, тогда "Край света" рискует вам даже понравиться... Если, конечно, не усыпит вас во время просмотра, что тоже не исключено.