Вторая часть из двух нашей серии статей. Первая часть.
Элементарно, мисс Холмс
Старая поговорка гласит, что сценаристы пишут не реальность, а иллюзию реальности. Взять персонажа, окружить его миром и набором моральных ценностей, которые либо поддерживают, либо отрицают этот мир, - это фантастический способ создать персонажей с глубиной и не наткнуться на ужасный комментарий "никто так не поступает."
Если вы создадите прочную этическую основу для морального поведения вашего персонажа, люди полностью примут его.
Давайте возьмём в качестве примера Энолу Холмс, сыгранную Милли Бобби Браун. Её прошлое было показано в монтажом, когда она изучала боевые искусства, холодное оружие, шифры, слежку и грамотность.
Всё это было необходимо для того, чтобы мы поверили, что эта молодая девушка умнее/будет умнее своего знаменитого дяди Шерлока. Но монтаж выполнил гораздо большую цель.
Эти эпизоды повлияли на её отношение к женщинам того времени и непринятие ограничений эпохи, наложенных на так называемый “нежный пол".
Другими словами, этика Викторианской Англии (во многом отражённая дядей Майкрофтом) была аннулирована моральной вселенной матери Энолы и в некоторой степени дяди Шерлока. Энола знает, чего ждёт от неё общество, и отвергает это, как и её мать.
Она была воспитана радикальной матерью-анархисткой, поэтому большая часть этого бунтарства перешли и к ней. Так что, контраст между Энолой и её предполагаемым местом в мире был чётко определен, поэтому мы поняли и приняли это.
Таинственный Мердок
"Расследования Мердока" - это детективный канадский сериал, который идёт уже 14 сезонов и продолжает быть успешным.
В нём Янник Биссон играет детектива Уильяма Мердока, который раскрывает преступления с использованием "современных" технологий 1890-х годов. Кстати, это действительно забавно.
Будучи католиком, он крестится на каждом месте преступления. Не уверен, что я когда-либо видел такое в сериалах. Это классная маленькая деталь, постоянно напоминает нам о том, кто он такой.
Именно его католическое воспитание и образование (иезуит) создаёт его этическую вселенную (помните, что этика означает социальные или групповые "правила"), а также вызывает у него эмоциональные переживания с прекрасным доктором Джулией Огден (Хелен Джой).
Устав ждать инициативы от Мердока, доктор Огден выходит замуж за другого мужчину, но быстро обнаруживает, что всё ещё любит умного детектива. Когда они наконец сойдутся, он не сможет жениться на ней, потому что это противоречит догматам его веры.
Если она не добьётся расторжения брака или если её муж не умрёт, они не смогут быть больше, чем друзья. Развод не поможет – его вера, его ценности и мир, в котором он вырос, диктуют, что доктор Огден должна аннулировать брак.
Помимо католических убеждений Мердока, многие сложности происходят из викторианских строгостей того времени. Даже простой развод - это сложно и скандально. Мердок всё равно предлагает выйти замуж доктору Огден, если она разведётся, но это запятнает репутацию и её, и Мердока.
В сериале "Кости" на Сили Бута (Дэвид Бореаназ) также во многом влияет его католическое происхождение. Его этический мир во многом расходится со спокойной атеисткой Бреннан (Эмили Дешанель) и её философией жизни. Оба персонажа твердо верят в свою правоту, и это создаёт много мощных моментов.
"Кости" рассматривает все религии как ценные или бесполезные. Для Бута его религия - единственная истинна, которая является правильной. Мировоззрение в "Костях" глубоко окрашено её изучением и путешествиями в разные культуры от лица совершенно независимого человека.
Бут, хоть и ветеран боевых действий, имеет довольно узкий взгляд на мир и своё место в нём.
Бут отражает более традиционную этическую вселенную. "Кости" высмеивают многие нравы и ценности, которыми мы дорожим, потому что героиня изучила тысячи культур в качестве судебного антрополога и может видеть глупость в том, чтобы придерживаться строгих кодексов поведения.
И её этический, и моральный миры гораздо более обширны, чем мир Бута. Они много работают над тем, чтобы не только понять отношение друг друга, но и поставить под сомнение чужую философию.
Это говорит обо всём
Как вы можете себе представить, ценности, мораль и этика персонажа создают их мировоззрение. Способность писать отличные диалоги полностью зависит от того, как много вы знаете о персонаже. То, как они выражают себя против своего этического мира, имеет первостепенное значение.
В "Чёрной пантере" этическое мировоззрение Т'Чаллы (Чедвика Босмана) происходит в первую очередь от его отца, короля Т'Чаки. Король и предки до него хотели, чтобы Ваканда оставалась изолированной, особенной и не смешивалась с внешним миром. Т'Чалла подхватывает эти установки и переносит их, когда становится королём.
Эти реплики происходят сразу после того, как Т'Чалла стал королём, между ним и его хорошим другом и союзником В'Каби:
Т'ЧАЛЛА
Накия считает, что мы должны делать больше .
В'Каби качает головой.
В'КАБИ
Ты впускаешь беженцев, и они приносят с собой свои проблемы. И тогда Ваканда теряет свою уникальность.
Т'Чалла никогда не поправляет его, никогда не обесценивает это отношение, потому что это также то, во что он верит большую часть фильма.
Причина, по которой это важно, заключается не только в том, что оно создаёт возможности для диалога, основанного на ценностях Т'Чаллы, но и в том, что это одна из основных проблем, которая мешает Т'Чалле и Накии быть вместе. Они живут в одной и той же этической вселенной, но с различными моральными ценностями.
Накия - это (внутренний) альтернативный моральный голос Т'Чаллы, даже когда он борется против мира, который он унаследовал и теперь, как король, должен поддерживать.
В финале Ваканда становится открытой и свободно предоставляет свои технологии и активы. Ценности Т'Чаллы изменились, поскольку он отвергает многовековую изоляцию как часть нового морального мира.
Ещё один интересный момент, созданный непосредственно ценностями,-это когда Накия просит помощи Окойе в свержении недавно коронованного короля Киллмонгера. Окойя отчитывает её, говоря, что она не шпионка, она королевская гвардия и связана своей священной клятвой трону, а не отдельному человеку.
Этика и мораль Окойе едины. Она знает свои обязанности и отвергает мысль о том, что может обойти их, даже учитывая её глубокую любовь к Т'Чалле. Её любовь к Ваканде глубже. В конце фильма есть строка, где В'Каби (её любовник) спрашивает её:
В'КАБИ
Ты убьешь меня, любовь моя?
ОКОЙЕ
Для Ваканды?
(достает оружие)
Без вопросов.
Этическая вселенная Окойе и моральные ценности всегда совпадают. Она сражается только за Т'Чаллу и против Киллмонгера, когда выясняется, что Т'Чалла никогда не уступал в королевском бою, так что на самом деле он всё ещё король. Изящная уступка её моральным ценностям.
Извращение ценностей
Семейные ценности универсальны. Так много драм и ситуаций основано на семье. Но что происходит, когда этика семьи противоречит морали семьи?
"Голубая кровь", по своей сути, - сериал о семье. Каждый (совершеннолетний) мужчина в семье является полицейским или отставным полицейским (включая того, кто мёртв), а одна из сестер - окружной прокурор. Все выступают за честное правосудие, но, что более важно, дорожат семьёй.
Сцена с воскресным ужином - отличительная черта шоу. Конечно, не каждый ужин хорош, но суть сцены в том, что семья поддерживает друг друга, и это сильная часть этого шоу.
Редко бывает, что эпизод закончен, и семья снова не преломляет хлеб как друзья, независимо от того, что происходит в самом эпизоде. В этом сила семьи для этой этической вселенной.
Но возьмите ту же концепцию семьи в той же базовой этической вселенной (в которой преступление является неправильным) и перенесите её в другой моральный мир, такой как "Рэй Донован" и всё становится совершенно другим.
Мы видим это с самого начала, когда социопатический патриарх семьи Донован, блестяще продуманный и сыгранный Джоном Войтом, убивает священника, который, по его мнению, приставал к его сыну.
Может быть, он делает это, потому что хочет отомстить за своего сына, или, может быть, он просто делает это, потому что никто не связывается с Донованом без последствий. В любом случае, концепция семьи так же сильна, как у "Голубой Крови" или "Уолтонов", но она искажена в более жестокую форму.
Преданность семье сильна среди братьев, но она извращена происхождением их отца и тем, как он воспитал их. В этом случае семья означает выживание и прикрытие друг друга. Когда Банчи стреляет в священника, который на самом деле приставал к нему (оказывается, папа убил не того парня), оба брата прикрывают его. На самом деле, они даже знают, что Микки (Войт) убил священника в Бостоне, и они также покрывают его.
То же самое происходит с "Кланом Сопрано" или большинством гангстерских фильмов/сериалов, которые вы видите.
Много отклонений – это хорошо
Медсестра Джеки начинает как наркозависимая, но одарённая медсестра скорой помощи. Этика её профессии говорит "нет" наркотикам, но её моральные ценности позволяют пересечь черту, потому что она может оправдать это, учитывая её (рационализированные) обстоятельства.
На самом деле, именно так большинство персонажей ведут себя некоторые более экстремально, чем другие. Они живут по своим собственным правилам – как и все мы. Существует этический абсолют, но при определенных обстоятельствах мы можем оправдать (или понять) практически любое поведение.
В фильме "Скала Малхолланд", хотя большая часть истории вращается вокруг отношений Ника Нолти с Дженнифер Коннелли, основой фильма является отряд полиции Лос-Анджелеса, которому было поручено уничтожить организованную преступность в Лос-Анджелесе 1950-х годов, используя многие из тех же методов, что и сами гангстеры.
Многое из того, что они (предположительно) делали, было незаконным и очень непохожим на полицейских. Оправдание было старо как мир: "чтобы поймать вора, мы должны делать тоже самое, что и вор".
Поручение состояло в том, чтобы игнорировать этику общества и использовать моральное оправдание, чтобы избавиться от большей угрозы. Средства оправдывают цель.
Так много фильмов используют это "извращение" этического посыла для создания истории. "Желание смерти", "Выжившая", "Девушка, подающая надежды" и многие военные фильмы.
Наши персонажи знают, что это неправильно, но "оправданы", учитывая ситуацию. Они нарушают свой моральный кодекс, когда попадают в ненормальные обстоятельства.
Ещё более тонкое различие проявляется в таких фильмах, как "Секретное досье", в котором группа журналистов должна выбрать между национальной безопасностью и правом общественности знать.
Здесь этим храбрым людям поручено нарушить этический мир, в котором они действуют со своим моральным компасом. Они должны раскрыть правду для большего блага рискуя собой. Но какая правильная этическая вселенная, в которой следует действовать?
Та, в которой говорится, что вы не можете "предать" свою страну, или та, в котором чётко говорится о вашей ответственности как журналиста перед правдой? Потрясающее движение вперёд и назад, которое создаёт захватывающую драму.
Есть много замечательных способов использовать концепцию этики и морали в своей работе, чтобы создать персонажа, создать тематическую целостность и подчеркнуть конфликт. Ещё один инструмент для ваших историй, используйте его для добавления глубины, когда это необходимо.
by Mark Sevi
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.