Пробуждающиеся звёзды напомнили о дороге полной слёз; пути, по которому следует всё сущее под звёздами. И сами звёзды…
На остове погибшего мира, среди руин исчезнувшей цивилизации, ангел по имени Сила пытался осознать тайну предназначения различных эпох, постичь логику их движения в едином потоке Времени.
Он внимательно рассматривал руины дворцов и храмов, воспроизводя по памяти места скоплений лачуг и рынков; касался позабытых кладов и заросших деревьями могил; созерцал осыпавшиеся мозаики, сопоставляя их с замыслами художников.
"Сколько пролито пота, крови и слёз, чтобы в итоге запустение пожрало всё… Бывшему нет больше имён; как нет голосов, наполняющих его смыслами и жизнью. Некогда кипящее стало накипью, некогда питающее – превратилось в атрибуты исчезновения…"
Ангел осматривал заброшенные рудники с исчерпанными и необнаруженными запасами; видел кости погибших под завалами, что сами обратились в камни, и железо, вновь ставшее трухой…
"Мне грустно постигать трансформацию природы вещей… Познание, словно разъедает меня… – Сила взмахнул крыльями, воспарив над руинами забытого мира. – Однако, путь познания ещё не окончен. Я так и не смог уяснить для себя главное: зачем Времени сначала порождать, а после уничтожать эпохи? И почему невозможен один единственный поток Времени?"
Чем выше он поднимался над руинами, тем яснее представлялось, что в основаниях былого не найти ответов, и даже не встретить подсказок.
Ангел вспомнил легенду о Сизифе, что был обречён катить камень на вершину горы. Камень, природа и предназначение которого состояли в непреложном и вечном падении вниз. Камень, чей дух выражался стремлением сорваться с высшей точки, ради возвращения к началу.
"Несчастный царь Коринфа не смог подняться ни над слепой прихотью богов, ни собственной ограниченностью! Сизиф, Сизиф, разбей камень; сотри его в пыль и развей по ветру… – ясность света озарила Силу. – Род человеческий, что проклятый царь, выбрало себе путь пота и слёз, путь страданий и крови, ради власти тех, кто не стоит и пыли с их ног… Если бы они были свободны духом, свободны своей волей, то рассеяли бы чары недалёких божков! Но род человеческий упрямо идёт дорогой собственных мучений…"
Ангел понял, что Время не терпит диктата богов, и оно безразлично к желаниям узурпаторов любого рода. Время не желает нести на себе ни навязанные обязательства, ни утверждённые порядки, оттого разрушает опостылевшую эпоху, как разрывают несправедливый договор.