Найти в Дзене
Ника Марш

Как бывшая крепостная за князя вышла

За князя Гагарина она пошла не сразу. Подруги уговаривали: такой шанс! А она хмурила соболиные брови и заставляла себя ждать. Екатерина Семёнова знала себе цену и почувствовала, что Гагарин никуда не денется. Красота этой крепостной заставила князя забыть про светские условности.

Е.Семёнова на портрете кисти К.Брюллова
Е.Семёнова на портрете кисти К.Брюллова

Кате повезло. Часто хорошенькие крепостные не покидали пределы барского дома. Их оставляли в качестве фавориток, и в лучшем случае, могли выделить для них отдельный флигель и покупать новые платья. Но барин Жданов был небогат. А Катя приходилась ему родной дочерью.

Все началось в 1785 году, когда смоленский помещик отблагодарил Жданова за успешную подготовку единственного сына к поступлению в европейский университет. К кошельку с золотом приложил документ на двух крепостных – Дарью и Семёна. Проворная девушка умела поддерживать порядок в доме и готовить, а Семён легко выполнял обязанности лакея и умел следить за лошадьми.

Дарья, подаренная учителю Жданову, стала фактически хозяйкой в его доме
Дарья, подаренная учителю Жданову, стала фактически хозяйкой в его доме

Только Дарья на кухне не задержалась. Красоты, говорят, была редкой. Жданов, еще молодой мужчина, не смог пройти мимо, а 7 ноября 1786 года у них родилась дочь – Катя. Записали её, правда, на Семёна, и даже обвенчали Дарью со слугой. Барин крепостную в жёны брать не стал. Как-никак, он дворянин…

Подросшую девочку впоследствии отдали в Петербургскую театральную школу (и обеспечили ей вольную). Среди других учениц Катя Семёнова выделялась – крупные черты лица, яркие блестящие глаза, пышные волосы. Училась она с удовольствием и восторгом, а в 1802 году в первый раз вышла на сцену своей школы – в пьесе Августа фон Коцебу. Даже учителя притихли, глядя на её игру. Прима! Это определили сразу. Неудивительно, что на следующий год Катю, теперь уже Екатерину Семёнову, взяли в труппу Александринского театра.

одна из иллюстраций, посвящённых Семёновой
одна из иллюстраций, посвящённых Семёновой

Могла мыть кастрюли, но вышла в известные актрисы. Театралы наперебой хвалили её – за роскошный голос, за греческий профиль и невероятный темперамент. Если по роли надо было выражать гнев, стены театра буквально тряслись от раскатов громового голоса Екатерины. Если она должна была предстать робкой возлюбленной – все умилялись её умению выглядеть кроткой и нежной. Она играла, как дышала, и увлекалась так, что остановить было нельзя. В «Эдипе» была сцена, где героиню Семёновой уводят против её воли. Актриса так бурно выражала протест, что вырвалась и умчалась за кулисы. По роли этого не было! Пришлось другим актерам бежать за ней…

За всеми, кто делал ей комплименты, Екатерина ревниво следила. Князь Шаховской числился среди её ухажеров, а затем проявил интерес к другой актрисе, Марии Вальберховой. Когда в следующий раз князь пришел к Семёновой, ему категорично указали на дверь. Публика обожала такие сцены и с удовольствием их обсуждала. Но Вальберхова рядом с Екатериной была простенькой и незамысловатой. Главной соперницей недавней крепостной стала француженка, мадмуазель Жорж.

публика разделилась на поклонников Семёновой и м-ль Жорж
публика разделилась на поклонников Семёновой и м-ль Жорж

Среди поклонников Семёновой был и Александр Пушкин, написавший о ней в «Евгении Онегине:

Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И предприимчивый Княжнин,
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семёновой делил…

Слава примадонны не пошла на пользу Екатерине. Она начала капризничать и отказываться от неинтересных ролей. Могла поспорить с режиссером, или опоздать. Уверенности ей придавал князь Иван Гагарин, богатейший человек, который начал ухаживать за ней. Несколько лет Семёнова не говорила ему ни да, ни нет. Она обожала сцену и шумную публику. Даже на княжеский титул этот блеск она менять не захотела.

И.Гагарин, портрет кисти О.Кипренского
И.Гагарин, портрет кисти О.Кипренского

Впрочем, в высшем свете предпочитают браки среди равных. Женившись на Семёновой, князь, конечно, возвысил бы её. Но Гагарину дали понять: при этом актриса всё равно не станет «своей» в светском обществе. Да и титул ей носить не позволят.

Вскоре поменялся директор театра, и с этим новым руководителем Семёнова не нашла общего языка. Князь Тюфякин вёл себя с ней слишком резко, требовательно, поэтому Екатерина оставила сцену. Ей пришлось играть в домашних любительских постановках знати, а когда Тюфякина сменил новый директор, опять вернулась на любимые подмостки. Князь Гагарин, такой же настойчивый как и раньше, уговаривал её: хватит! За двадцать с лишним лет она всё и всем доказала… И вот в 1826 году блистательная Семёнова покинула театр. Почувствовала, что ей пора.

дом князей Гагариных на Зубовском бульваре в Москве
дом князей Гагариных на Зубовском бульваре в Москве

Венчание прошло тихо, среди самых близких друзей и родных. Из Петербурга молодожены перебрались в Москву, и в княжеском доме стали собираться многие почитатели таланта Семёновой. Екатерина уже не играла, но любила вспоминать о прошлом, и со смехом повторяла самые понравившиеся публике реплики. Так продолжалось несколько лет, пока в 1832 году не скончался Гагарин.

Дети князя от первого брака не любили свою мачеху. Вышли некрасивые споры из-за наследства, Семёновой не хотели позволить остаться в московском доме. А своих сбережений у неё было немного. Красота бывшей актрисы поблекла, годы брали своё, и возвращаться в театр уже не было возможности. Ей пришлось задействовать все свои связи, чтобы получить небольшое содержание и крышу над головой. От переживаний Екатерина потеряла зрение.

Она скончалась 1 марта 1849 года, в Петербурге. И в столице ещё долго рассказывали друг другу эту невероятную историю – как бывшая крепостная за князя вышла. Крепостное же право отменили в России только в 1861 году.

#наука #история россии #свадьба #семейные отношения #дворцы

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!

Лайки помогают развитию канала!