Вчера разговаривали о космосе с сыном, окончившим первый класс. Он рассказывал про планеты, а я задавала дополнительные вопросы. И невольно вспомнила иностранных студентов, с которыми мы на эту тему беседуем во втором семестре. Так как занятия у нас по русскому языку, а не по географии или астрономии, то и вопросы предполагают общее развитие, чтобы студенты практиковались говорить и понимать речь. И один из вопросов «Какая планета Солнечной системы самая горячая?»
Когда я задавала его иностранцам первый раз, даже не ожидала, что все ответят: «Меркурий, потому что он ближе всех к Солнцу». И потом каждый год каждый новый состав иностранцев повторял этот ответ. Поэтому, задав вопрос сыну, очень удивилась, услышав правильный ответ. Так же, как удивлялись мои иностранцы, узнав, что самая горячая планета - Венера.
Вообще, то, что касается космоса, иностранцы знают плохо. У меня сложилось впечатление, что их космос просто не интересует. Как не интересуют и многие другие вещи, которые у нас - базовые знания грамотного человека.
- Когда был основан ваш город?
- ???
- Скажите примерно: ему 100 лет, 300 или 1000.
- Сейчас, посмотрю в интернете.
- Прочитайте стихотворение на родном языке.
- Сейчас, текст найду.
Хотя, конечно, не везде так. Египтяне отлично знают культуру страны и легко цитируют поэтов.
Иногда вопрос назвать любого местного писателя вызывает затруднение. Лаосцы всей группой искали в интернете лаосского писателя. Нашли одного, детского.
- Каких ученых вашей страны вы знаете? Что они сделали?
Это посложнее писателей. Поиск затягивается, пока кто-нибудь не находит ученого, родившегося в их стране, но получившего образование в США и работающего там же.
Чем больше я общаюсь с иностранцами, тем больше ценю наше российское образование. Наверное, в нем есть недостатки. Возможно, «раньше было лучше». Но оно до сих пор выгодно отличает наших людей.
Так как наш университет медицинский, на подготовительном курсе иностранцы изучают химию и биологию. Когда мы только открывались, преподаватели, до того не имевшие дело с иностранными студентами, составили программу, как для русских: повторение школьного курса. Потом пришлось корректировать, упрощать, растягивать.
Особенно трудно пришлось химикам. Один египтянин в сердцах воскликнул, что на занятиях говорят такие вещи, которые он даже по-арабски не знает. И египтяне просто перестали ходить на химию. А преподаватели уж было обрадовались, что после совсем «не догоняющих» колумбийцев получили сообразительных арабов.
Ладно химия, я тоже ее не понимаю, поэтому и в медицинский не стала поступать в свое время. Но ведь и математика почему-то не всем иностранцам дается.
В начале второго семестра мы уже третий год смотрим номер Уральских пельменей «Задачка про землекопов». В его основе лежит задача:
Два землекопа копают траншею. Первый копает со скоростью 5 метров в час, второй - со скоростью 2 метра в час. Сколько метров траншеи они выкопают за 1,5 часа?
Конечно, сначала мы все переводим и выясняем, что такое «полтора». Потом решаем задачу, потому что от понимания ответа зависит понимание текста.
И тут выясняется, что детская задачка вызывает трудности у выпускников зарубежных школ. Единицы решают ее быстро. Большинство думает, пишет и не с первого раза выдает правильный ответ. Есть такие, кто «сдается».
В системах образования многих стран декларируется, что ребенка надо развивать. Не давать знания, а учить искать информацию, учить работать самостоятельно. И готовить гармонично развитых личностей, которые и в спорте молодцы, и творческие, и науке не чужды.
Но почему-то «их» выпускники оказываются ощутимо слабее наших. Как бы ни обвиняли наше образование, оно до сих пор достаточно сильное. Только единицы иностранцев соответствуют уровню наших абитуриентов.
Мои дети учатся по разным программам, но ни к той, ни к другой программе у меня нет глобальных претензий. У нас обычная школа в спальном микрорайоне, там дают обычное российское образование, которое оказывается практически элитарным, по сравнению с образованием за рубежом.