Найти в Дзене
Homo mobilis

Будущий экспонат музея в Верхней Пышме - стратегический бомбардировщик В.М. Мясищева

В музее "Боевая слава Урала", расположенном в Верхней Пышме, Свердловская область, пополнение. На этой неделе сотрудники музея приступили к сборке нового экспоната - первого советского реактивного дальнего стратегического бомбардировщика М-4 конструкции ОКБ В.М. Мясищева. Конкретно этот самолет М-4М зав. № 5302528, построенный в 1955 году, в 1958 принимал участие в доводке и модернизации системы заправки "Конус" для удовлетворения требований ГК НИИ ВВС, изложенных в акте №1/64, выполняя роль заправщика. Всего было выделено 8 самолётов М-4 и 15 самолётов 3М. Во время испытаний данный борт имел номер 03. 21 января 1991 г. экипаж Анатолия Кононовича Голодюка перегнал бомбардировщик в Сызрань, где он был установлен в качестве памятника. В 2005 году самолет разобрали и перевезли в ОКБ-23 - опять же, для установки в качестве памятника. Однако, сборка "затянулась" на много лет - разобранный самолет так и лежал под открытым небом на территории ГКНПЦ им. Хруничева в Филях. По сути, то, что мы

В музее "Боевая слава Урала", расположенном в Верхней Пышме, Свердловская область, пополнение. На этой неделе сотрудники музея приступили к сборке нового экспоната - первого советского реактивного дальнего стратегического бомбардировщика М-4 конструкции ОКБ В.М. Мясищева.

Конкретно этот самолет М-4М зав. № 5302528, построенный в 1955 году, в 1958 принимал участие в доводке и модернизации системы заправки "Конус" для удовлетворения требований ГК НИИ ВВС, изложенных в акте №1/64, выполняя роль заправщика. Всего было выделено 8 самолётов М-4 и 15 самолётов 3М. Во время испытаний данный борт имел номер 03.

21 января 1991 г. экипаж Анатолия Кононовича Голодюка перегнал бомбардировщик в Сызрань, где он был установлен в качестве памятника. В 2005 году самолет разобрали и перевезли в ОКБ-23 - опять же, для установки в качестве памятника.

-2

Однако, сборка "затянулась" на много лет - разобранный самолет так и лежал под открытым небом на территории ГКНПЦ им. Хруничева в Филях. По сути, то, что мы видим сейчас - это состояние самолёта в течение последних 16 лет.

Немного истории. Необходимость постройки нового дальнего бомбардировщика в конце 40-х - начале 50-х годов 20 века была обусловлена тем, что Советский Союз, обладавший ядерным оружием, не имел эффективных средств его доставки на территорию вероятного противника - США. Перед конструкторами была поставлена достаточно сложная задача: новый самолет должен был иметь дальность полета без дозаправки порядка 10-12 тыс. км. При этом, его боевая нагрузка должна была составлять не менее пяти тонн - именно такой вес имела первая советская атомная бомба. "Бонусом" в числе требований шли высокая крейсерская скорость - 900-950 км/ч и высота полёта не менее 12 тыс. метров.

Ещё один сохранившийся М-4М зав. № 6302831, авиабаза "Дягилево", Рязань
Ещё один сохранившийся М-4М зав. № 6302831, авиабаза "Дягилево", Рязань

"Светило" Туполев от такой задачи сразу отказался, посчитав её невыполнимой. Однако Владимир Михайлович Мясищев так не считал - предложив свой проект, он получил "добро", и менее чем через два года - 20 января 1953 года первый самолет, получивший обозначение М-4, поднялся в небо.

Ещё один сохранившийся М-4М зав. № 6302831, авиабаза "Дягилево", Рязань
Ещё один сохранившийся М-4М зав. № 6302831, авиабаза "Дягилево", Рязань

На первых порах достигнуть требуемых параметров в полной мере не удалось. Тем не менее, самолет получился вполне удачным и, самое главное - стране он был необходим. Бомбардировщик развивал максимальную скорость 950 км/ч, дальность полета без дозаправки составляла порядка 10 тыс. км, практический потолок - 11 тыс. метров, максимальная боевая нагрузка - 24 тонны.

Одна из особенностей самолета М-4 - велосипедное шасси
Одна из особенностей самолета М-4 - велосипедное шасси

Наряду с ядерным вооружением самолет мог нести обычные бомбы, морские мины, торпеды, управляемые бомбы. Оборонительное вооружение бомбардировщика составляли девять 23 мм пушек НР-23 или шесть АМ-23 в трех двуствольных башенных установках с дистанционным управлением.

Всего было построено два опытных и 32 серийных стратегических бомбардировщика М-4. Несмотря на все свои достоинства, машина не была лишена недостатков - сказывались и степень новизны, и сжатые сроки проектирования и строительства. Эти факторы приводили к многочисленным авариям и лётным происшествиям. В результате была проведена глубокая модернизация самолета - обновлённый "стратег" получил обозначение 3М (о нем я обязательно расскажу в следующих статьях).

Остается порадоваться, что после стольких лет злоключений историческая машина обрела хорошего хозяина. В очень скором времени самолет будет собран и станет, полагаю, своеобразной жемчужиной коллекции музея.

-9

Ставьте "палец вверх" и подписывайтесь на канал - будет много интересного!

Также рекомендую серию статей о музее Дальней авиации на авиабазе "Дягилево", Рязань.

#путешествия #музеи #выставки #экскурсии #дальняя авиация #авиастроение #мясищев #бомбардировщик #самолет #авиация