Стоит отметить, что несмотря на то, что в том или ином виде право первой ночи существовало во многих культурах (а также продолжает существовать, к сожалению, и в некоторых современных – например, у ряда африканских племён), учёные до сих пор спорят об истоках этого кажущегося нам полнейшей дикостью обычая.
Энгельс и Морган, например, полагали, что его корни следует искать в первобытном групповом браке. К моменту истории, когда в обществе складывается парная семья, мужчины всё ещё имели право на всех женщин племени. Постепенно их круг сужался до тех пор, пока право на женщин не сохранилось лишь у ограниченного числа лиц.
Существуют и другие попытки объяснить появление этого обычая (не противоречащие, впрочем, первому). Например, в древнеливийском племени адирмахидов считалось, что во время первой ночи с невестой происходит утрата большого количества маны, потому обыкновенно частенько предлагалось царю провести время с девушкой, как человеку, обладающему определённой сверхъестественной силой.
Мы знаем, что право первой ночи существовало в средневековой Европе (ряд историков, правда, сомневается в его существовании, считая, что многие указы, связанные с этим обычаем, можно трактовать двусмысленно). Было ли оно в России?
Судя по всему, да. Правда, о практике его применения в славянских племенах нам известно не так много – в источниках практически ничего о нём не упоминается. А вот о праве первой ночи в Российской империи мы знаем куда больше.
Пётр I вёл Северную войну, пытаясь обеспечить России выход к Балтийскому морю. Чтобы выиграть в тяжёлой войне со Швецией ему пришлось, в частности, ужесточить положение крепостных крестьян (например, за укрывательство беглых крестьян штрафы постепенно увеличились десятикратно; также свобода их передвижения была сильно ограничена – чтобы уйти из деревень на заработки крестьянину требовалось получить письменное разрешение помещика, которое засвидетельствует земский комиссар и полковник из той же местности). Как результат, власть помещиков над своими крепостными была близка к безграничной.
Всем нам известна Салтычиха. Печально-известная помещица Дарья Салтыкова была одной из самых богатых и влиятельных женщин своего времени. За время своей жизни она замучила не одного крестьянина, при этом вредительствовала она и другим дворянам. Так, узнав, что её любовник, Николай Тютчев, женился, Салтычиха вначале пыталась поджечь его дом (когда крестьяне побоялись этого делать, она велела их высечь), а затем и вовсе планировала убийство влюблённой парочки. Несмотря на тяжесть преступлений, она долго избегала заслуженного наказания из-за наличия влиятельных родственников.
Однако одной Салтычихой дело не ограничивалось. Многие помещики обращались со своими крестьянами достаточно сурово. Даже такие известные люди, как Суворов или Кутузов, сделавшие немало для своей страны, не отказывались от практики телесных наказаний провинившихся крестьян. И, несмотря на то что законы Российской империи формально запрещали жестокое обращение, к уголовной ответственности за свои действия дворяне привлекались редко. Тем более, что до судебной реформы Александра II считалось совершенно не зазорным влиять на решение судьи, чем и пользовались недобросовестные чинуши.
Естественно, злоупотребления помещиков не ограничивались одними телесными истязаниями. Поскольку в своих владениях помещики были хозяевами, то нередко использовали свою власть для насилия над молодыми девушками. Об этом, в частности, рассказывает князь Александр Васильчиков в своей книге «Землевладение и земледелие в России и других европейских государствах». Он также доходчиво объясняет, почему многих из них так и не удалось привлечь к ответственности.
«В течение 6-летней моей службы предводителем дворянства я проводил несколько дел о распутном поведении помещиков, дела, сопровождаемые самыми отвратительными преступлениями… и, к стыду нашего времени, должен признаться, что редко находил возможность обвинить преступника. Как только дело доходило до опроса свидетелей или повального обыска, мне возражали, что показания крестьян против господ не принимаются, а дворяне при повальном обыске отзывались поведением или даже одобряли поведение того же самого барина, которого они гласно осуждали в частной беседе, и которого никто из соседей не пускал к себе в дом, обзывая его мерзавцем и подлецом. Огромное большинство помещиков средней руки были люди скромные, очень мягкие и снисходительные к крестьянам, но точно также снисходительные к слабостям буянов и развратников старого закала, которых они избегали, но вместе с тем и извиняли…»
О преступлениях дворян против крестьянок сообщает многое историк Борис Тарасов, ссылаясь на документы XVII-XIX вв. Желающие могут ознакомиться с его работой «Россия крепостная. История народного рабства», где автор приводит сведения о неподобающем отношении к крепостным со стороны множества помещиков. Среди них встречаются и родственники знаменитых поэтов и писателей: Аксаковы, Пушкины и другие.
Упомянуть же можно о случае даже для тех лет необычайном по своей дикости: о том, как генерал Лев Измайлов созывал на попойки кучу местных дворян. Для пира он приказывал своих слугах объезжать местные дворы, собирая крестьянских девушек и женщин. Если кто-то отказывался ехать, их забирали силой прямо из домов. Однажды генерал даже подумал, что девок собрали недостаточно и позарился на женское население соседней деревни. Местные мужики оказали ему сопротивление, за что впоследствии помещик устроил там пожар, а крестьян поймал в западню и пересёк.
Схожую картину рисует и другой историк, Василий Семеневский. В частности, он рассказывает о том, как ряд помещиков, обыкновенно проводящих время за границей, к приезду приказывает «подготовить» крестьянских девушек. Управляющие подают таким вернувшимся после долгого отсутствия списки с «созревшими» девушками. Ну, а дальше, как водится, перед новой поездкой за границу помещики объезжали деревни, чтобы повидаться с молодыми крестьянками.
Наконец, Александр Кошелёв, публицист-славянофил, бывший современником событий и непосредственным очевидцем вольностей со стороны некоторых дворян по отношению к своим крепостным, как-то поведал историю о своём соседе. Тот на своих землях установил следующее правило: ни одна из молодых крестьянок не могла жениться, пока барин не проведёт с ней ночь. Когда одна девушка отказала ему, этот помещик силком поволок её к себе в имение, а родителей заставил наблюдать за происходящим, приковав их цепями. Интересно, что, несмотря на то что о случае вскоре стало известно во всём уезде, помещик избежал наказания.
Естественно, те вопиющие случаи, о которых мы рассказывали в статье, носили по большей части единичный характер. Многие помещики всё же старались относиться более-менее сносно к своим крестьянам. Тем не менее, эта тенденция имела место, и даже когда с нею пытались бороться, привлечь к ответственности удавалось далеко не всех виновных помещиков. Постепенно сходит на нет она лишь после отмены крепостного права в 1861 г.
(с) Zeist
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!