Знаете, почему все так боятся ЕГЭ? Все просто: нет понимания того, что будет, если его сдать.
Попробуем с вами разобраться?
Сначала небольшое отступление. Экзамен ЕГЭ имеет огромные преимущества:
- у выпускников есть возможность не сдавать экзамены два раза: выпускной и вступительный
- минимизируется человеческий фактор при проверке
- тесты такая же проверка знаний, как и любая другая и, если ты знаешь предмет, для тебя не составит труда его сдать
Проблема не в ЕГЭ, а в подготовке. Не в названии, а в том формате, который принят в стране (например, сочинение по шаблону - это не сочинение). Тот факт, что сейчас поднимается бум, направленный на отмену ЕГЭ с возвращением к старой системе, как у нас - очень печален. Как всегда, не разобравшись в вопросе, люди "ловят ведьм" не там, где они водятся. Требовать нужно:
- повышения качества квалификации учителей
- снижения нагрузки на них (отчёты и прочая бредятина, отвлекающая от образовательного процесса)
- снижения количества учеников в классах
- введение таких должностей, как ассистент учителя (это тот, на ком рутина, а на преподавателе - материал и его КАЧЕСТВЕННОЕ преподнесение детям)
Но кто бы думал о причинах? Есть следствие - ЕГЭ и ужас от его сдачи. Уничтожим - будет легче. Нет. Если не устранять причины от переименования и смены формата результат не поменяется.
В этом разобрались. А теперь, что делать, чтобы не сходить с ума на/до ЕГЭ. Недавно мне задала такой вопрос Женя (ее профиль в Инстаграм тут), преподаватель химии, гениальный, на мой взгляд, преподаватель. Она побывала на ЕГЭ и ощутила все прелести атмосферы на себе. Мы с ней договорились подготовить к сентябрю книжку-памятку будущему выпускнику и его родителям. А пока я вкратце, поскольку сейчас идут результаты этого года, расскажу какова жизнь после провала на ЕГЭ. Ведь именно это заставляет впадать в панический страх и полагать, что жизнь закончится.
Это не так, на самом деле. И все мы это знаем. В карусели варианты развития событий от "не добрал 3 балла" до "вышел со справкой". Поехали!
Самое главное: готовиться к экзаменам - это не только умирать на допзанятиях у репетиторов.
Готовится к выпуску - это:
- изучать предмет
- отдыхать
- обдумывать различные варианты исхода ситуации, то есть составлять планы Б, В, Г и даже иногда П и Х
Делать это нужно не в мае выпускного класса, а всегда. Обсуждать с ребенком варианты развития событий - это учить его тому, что безвыходных ситуаций не бывает. Проблема в том, что практически все говорят об этом, но катастрофически не верят в свои слова. "Самое главное - это здоровье ребенка, конечно!" - говорит мама, а в кармане фига и, как мантра: "Но хотелось бы, конечно, и не меньше 90 баллов, чтобы набрал🤞🤞🤞". Это не просто нужно говорить, как дежурную фразу, в это действительно нужно верить. И чтобы вам было легче в это верить - сохраните этот пост с вариантами. И поделитесь с рядом находящимися тревожными родителями.
Ситуация: не добрал баллы
Три, один, семнадцать. Катастрофа? Нет. Я представляю, что у вас планы, у ребенка планы, уже почти упакованы чемоданы в город по соседству (или ещё круче - в Питер!!!) и все прелести вуза присвоены себе и своей жизни. В ситуации, когда для вуза мечты не хватило баллов, обрушение мечты и правда катастрофа. Но! Если вы заранее продумали варианты - это уже не кажется таким ужасным. Не добрал? Ок. Можно поступить в вуз попроще. Можно отложить на год поступление и подготовиться.
- Ага! А у сына армия!!!
Понимаю. Можно, например, уехать по программе work & travel за границу, поработать там, подзаработать деньги, пересидеть осенний/весенний призывы и вернуться к следующему этапу поступления. За границей работать и готовиться к сдаче ЕГЭ или заработать на платную форму. Учиться и перевестись на бюджет. А можно пойти в армию, отслужить, получить военную профессию или перспективу работы в госорганах.
Ну а девочкам в такой ситуации просто учиться и готовиться к следующему году.
Вернусь к вузу попроще. Это не ужас-ужас. Вуз, как я неоднократно писала и говорила в эфирах, не определяющий для успешного будущего. Если ребенок не коммуникабельный, несамостоятельный, не умеет себя презентовать и вообще не пробивной диплом вряд ли сильно поможет. Но это тема другого поста.
Ситуация: провалил экзамены
Есть два варианта "провалил экзамены". Один - это когда со справкой (не перешёл даже минимальный порог). Второй - не добрал до проходных баллов (это прошел порог, но для поступление в ввз этого не достаточно). Во втором случае аттестат все равно дадут. С ним можно пойти в техникум, ПТУ, колледж. Мечтаете о высшем образовании? Можно пойти в такое образовательное учреждение при вузе, отучиться и плавно поступить по внутренним экзаменам в вуз. Всегда есть варианты. Мой личный опыт, когда ребенок ушла после 9го класса в техникум, потом ушла из техникума и осталась со справкой об оценках из техникума и аттестатом 9ти классов, заставила меня узнать, что, оказывается!!! можно и в такой ситуации получить аттестат об окончании 11 классов: восстановиться в школе и доучиться или пойти в вечернюю. Она выбрала вечернюю. И сейчас готовится к поступлению в Европу. Что тоже само по себе отдельный вариант. Об этом мы будем с Юлей рассказывать в июле.
Справка?
Со справкой можно пойти в вечернюю школу. А можно остаться на второй год. Если были сданы допускающие к ОГЭ/ЕГЭ испытания (даже если были не сданы), то можно учиться самостоятельно и ждать следующего года сдачи экзаменов. Никто не имеет право отчислить из школы. Ссылаться можно на разъяснения, которые даны в Письме Минобрнауки России от 24.04.2014 N НТ-443/08 (с изм. от 06.08.2014) "О продолжении обучения лиц, не прошедших государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования".
Не хочет учиться в школе? Не беда. Можно учиться на курсах без получения квалификации: повар, парикмахер, маникюрист и т.п. Вернуться в вечернюю школу можно всегда и доучиться до аттестата, а там и до поступления в вуз.
Можно, в конце концов, работать. Низкоквалифицированный труд никто не отменял, можно заработать деньги на жизнь. Главное, чтобы "можно работать" не превращалось в "вот ты сейчас хлебанешь жизни, поймёшь, как миленький, что надо было учиться". Не старайтесь "причинить боль", ребенку и без того плохо. Даже если вам кажется, что "он все делает назло!" Это заблуждение.
И вот так посмотрели. И снова не катастрофа. Если разобраться - ничего не катастрофа. Просто изменение планов. Так в жизни бывает. Довольно часто. Разве нет?
Катастрофизация ситуации приводит к тому, что ребенок начинает ассоциировать свою состоятельность с результатом ЕГЭ. Сдал - хороший, состоятельный, имеющий право на любовь, признание, поощрение. Не сдал - конченный, неудачник, лишенец и вообще неполноценный. Кому я такой нужен? Некоторые принимают решение, что никому и кончают жизнь. Это решение непоправимое.
Гораздо непоправимее, как мы видим, несданных экзаменов.
Вот вопрос: а мы, взрослые, все свои экзамены в жизни сдавали с первого раза? Не ошибались, впервые сдавая отчёты? Не ошибались, выбирая партнёров? Не ошибались, выбирая профессию? Все идеально? Конечно, нет. Все с ошибками и это нормально - мы живём и справляемся. И дети справятся. Им просто будет легче, если они справятся с нашей помощью. Поэтому, чтобы не катастрофизировать, учитесь смотреть на ситуацию с разных позиций.
Если что, я вам в помощь, конечно 😉