«Сознательная умственная жизнь представляет собой лишь довольно незначительную часть бессознательной душевной жизни.» З.Фройд
Чтобы понять мир человеческих влечений, необходимо разобраться в том, как работает психический аппарат.
Мы воспринимаем мир ассоциативно, то есть на основе имеющегося опыта, подбирая аналогии с прошлым. По этой причине, опыт всегда субъективен. То есть другой человек воспринимает событие исходя из своего личного опыта, который всегда уникален.
Объектные отношения – отношения с другими людьми.
Младенец получает заботу и уход матери, удовлетворяя свои врожденные потребности в пище, безопасности, теплоте, чистоте и т.д. Тем самым формируется представление о внешнем мире и отношениях с объектами. Прохождение этого этапа будет влиять на дальнейшие отношения с миром.
Фройд выделил бессознательную часть нашей психики, которая, по его представлениям обладает функцией долговременной памяти и никогда ничего не забывает. Сознательная же, напротив, в памяти ничего не записывает, она лишь использует полученный опыт для взаимодействия с внешними объектами (другими людьми) и этот опыт взаимодействия оставляет «памятный след» в нашем бессознательном*.
*Таковые представления о памяти и о значении травматичного опыта отчасти подтвердились японским нейробиологом, лауреатом Нобелевской премии, Судзуми Тонегаве, который экспериментально открыл, в опыте на мышах, энграммные клетки в гиппокампе. Под энграммой он понимал памятный след, оставленный раздражителем, и который оказывалось возможным искусственно активировать, вызвав у мыши тревогу и страх.
Этот след вызывает реакцию – импульс влечения внутри психического аппарата, которую мы субъективно переживаем как «чувство» или «эмоцию» по отношению к человеку или событию. Памятный след становится носителем аффекта и если он оказывается непереносимым по тем или иным причинам (например, обращается к чувству вины, стыда, страху смерти, беспомощности), то психика защищается от аффекта, исключая любые ассоциативные связи, которые могут связаться с травматичным событием.
Так возникает торможение мыслительной функции человека, суть которой в недопущении осознания травматичного опыта. Возникает симптом – попытка психики на самоисцеление, в ходе которой психический аппарат стремиться разрядить величину вызванного травмой аффекта либо подавить его, не давая ему пробиться в сознание.
Например, девушка пережила сексуальное насилие, в результате стала избегать близких отношений, потому что близость ассоциируется с сексуальностью, которая связывается с произошедшим опытом. В дальнейшем она может избегать определенного запаха, имени, одежды, обстановки, которая будет хоть как-то ассоциативно связываться с этим опытом. Сам факт сохранения симптома означает, что травма не была надлежащим образом проработана, возможно ее близкие не оказали должного участия и поддержки или она жила в семье, где нельзя было говорить о бедах и страданиях. Ее симптом – избегание отношений и всего связанного с событием, будет являться спасением от возвращения вытесненных чувств по отношению к травме и к нападавшему.
У бессознательного есть несколько патологических путей для разряжения аффектов – соматизация, галлюцинация и агирование (отреагирование). Они используются в том случае, если человек не переводит свои мысли и чувства на вербальный и сознательный уровень выражения. Это последнее называется установлением «связи» между представлением и вербальным значением. Именно в «связывании» состоит придание смысла переживанию и тем самым правдивое, реальное к нему отношение, на что и нацелено аналитическое лечение. В котором помощь в связывании оказывает аналитики давай словесные ассоциации.