Маргарита вышла и поцеловала Нико в губы. После она покинула Тифлис, и они больше не виделись. Вполне нормальная история по тем временам...
Продолжаем тему советских песен, воспевавших токсичность и нездоровые отношения. Сегодня у нас хит восьмидесятых - песня "Миллион алых роз".
Жил-был художник один, домик имел и холсты,
но он актрису любил, ту, что любила цветы.
Пока ничего не предвещает беды, правда? Интригующее начало. Да, возможный союз творческих людей уже может быть сложным, но пока все нормально :)
Он тогда продал свой дом, продал картины и кров
и на все деньги купил целое море цветов.
Когда так поступает состоятельный мужчина или миллионер, все нормально. Но в СССР миллионеров вроде как бы не было. Точнее, были, но в официальной пропаганде их, конечно, не было :) В общем, человек совершает реально безрассудный поступок ради той, которая не то что его не любит - похоже, и не знает о его существовании.
Миллион, миллион, миллион алых роз
из окна, из окна, из окна видишь ты.
Кто влюблен, кто влюблен, кто влюблен и всерьез,
свою жизнь для тебя превратит в цветы.
Оп-па! Нет, это реально самая сильная метафора токсичных отношений, я это, честно, только что поняла. "Свою жизнь для тебя превратит в цветы". Цветы красивы, но очень быстро вянут. Можно было проще сказать - кинет тебе свою жизнь под ноги, как Ростропович Вишневской - пальто.
Утром ты встанешь у окна... Может, сошла ты с ума?
Как продолжение сна, площадь цветами полна.
Похолодеет душа... Что за богач здесь чудит?
А под окном, чуть дыша, бедный художник стоит.
Слова-то очень точные. Как это вообще советская цензура пропустила? "Что за богач здесь чудит?" А чудит не богач, а бедный во всех смыслах художник, которому нужна дама. Которая его точно не сделает счастливым. Как ни странно, дальше так и произошло.
Встреча была коротка: в ночь ее поезд увез,
но в ее жизни была песня безумная роз.
Прожил художник один, много он бед перенес,
но в его жизни была целая площадь цветов.
Актриса сваливает к моднейшему актеру или режиссеру, или просто в Кисловодск поправить здоровье. Ничего бедному товарищу не обломилось. Зато она в коллекцию того, что совершали ради нее, добавила просто ЖЕМЧУЖИНУ. О как! А художник предсказуемо получает огромную психологическую травму. Причем она идет в дополнение к тому, что он лишился скромных материальных благ, которыми обладал. Картины можно нарисовать новые. С домом сложнее. Логично, что "много он бед перенес". Ситуация вполне в русле отношений, в которых мужчина по капризу токсичной возлюбленной покупает лучшие обручальные кольца в кредит. Или женщина спонсирует из скудной зарплаты бесконечные стартапы обаятельного мерзавца. А тут просто советский вариант.
Да, это просто песня. Да, это гротеск, преувеличение. Но - неужели вы не восхищались этим в детстве, в юности? "Ах, кака любовь, кака любовь". Да не любовь это, а сплошная манипуляция и ресурсожорство.
Под "самой токсичной советской песней" понимается то, что это самая токсичная песня доперестроечного периода, созданная в русле законов и правил советской эстрады. Среди перестроечных песен тоже полно токсичных, просто они уже другие (хотя создавались еще в СССР).
Интересно, что песню написал #Андрей вознесенский на основе одной из легенд про грузинского художника #Нико Пиросмани, который был до умопомрачения влюблен во французскую актрису Маргариту де Севр. Она гастролировала в Тифлисе в начале прошлого века. В один прекрасный день к гостинице три арбы привезли те самые розы. Маргарита вышла и поцеловала Нико в губы. После она покинула Тифлис, и они больше не виделись. Вполне нормальная история по тем временам...
#Алла пугачева поет "Миллион алых роз" на фестивале "Песня-1983".
#эстрада ссср