Найти в Дзене
Светлана Сивкова

ПОЧЕМУ ТРЕВОЖИТЬСЯ ХОРОШО?

Психолог Мартин Селигман проводил эксперимент на собаках. Две группы собак в замкнутом пространстве получали удары тока. Разница была в том, что первая группа, что бы ни делала, не могла избавиться от своей участи, в то время как другая группа собак могла спастись, вовремя перепрыгнув через барьер. Результаты данного эксперимента были противоположными: первая группа со временем стали реагировать на ток очень пассивно, а другая группа наоборот стали очень тревожными. Интересные выводы сделали тогда: оказывается, когда животное понимает, что шансов на спасение у него нет, оно свыкается с этими обстоятельствами. Такие животные научались беспомощности и пассивности. У собак возникало состояние «выученной беспомощности». И как оказалось, такие животные были более терпимы к тяжелым ситуациям, и тревога уходила сама собой. У другой группы, у которой шансы на спасение были, тревога только увеличивалась. У людей же выученная беспомощность проявляется в апатии и депрессивных суждениях. Подобны

Психолог Мартин Селигман проводил эксперимент на собаках. Две группы собак в замкнутом пространстве получали удары тока. Разница была в том, что первая группа, что бы ни делала, не могла избавиться от своей участи, в то время как другая группа собак могла спастись, вовремя перепрыгнув через барьер. Результаты данного эксперимента были противоположными: первая группа со временем стали реагировать на ток очень пассивно, а другая группа наоборот стали очень тревожными.

Интересные выводы сделали тогда: оказывается, когда животное понимает, что шансов на спасение у него нет, оно свыкается с этими обстоятельствами. Такие животные научались беспомощности и пассивности. У собак возникало состояние «выученной беспомощности». И как оказалось, такие животные были более терпимы к тяжелым ситуациям, и тревога уходила сама собой. У другой группы, у которой шансы на спасение были, тревога только увеличивалась.

У людей же выученная беспомощность проявляется в апатии и депрессивных суждениях. Подобный механизм срабатывает для нас как защита от невыносимых тревожных мучений. Таким образом, человек сознательно формирует для себя ситуацию безысходности: если все настолько плохо, значит можно ничего не делать, все равно все бессмысленно.

Также проводился еще один интересный эксперимент, только уже на крысах. Проводил его Курт Рихтер. Крыс помещали в резервуар с водой, чтобы узнать, как долго они будут цепляться за жизнь. Примерно через 15 минут крысы сдавались и тонули. После чего в эксперимент добавили одно условие, на последних минутах, перед тем как крысы сдавались, экспериментатор доставал их из воды, давал им отдохнуть и запускал обратно. Во второй раз крысы могли продержаться на воде в 24 раза больше, чем первый. Вывод очевиден, когда у нас есть надежда на спасение, мы не сдаемся намного дольше, чем тогда когда опускаем полностью руки.

Тревога побуждает нас к действиям, а действия могут вывести практически из любых «безысходных» обстоятельств. Поэтому не бойтесь этого чувства и не гасите его различными транквилизаторами, оно всего лишь значит, что вы еще готовы к борьбе, и вы не сдались!