Найти тему

Размышления о трендах: рецепт популярности в современном мире на примере шведской отшельницы Йонны Йинтон

Оглавление

Больше месяца я работаю над разработкой новой концепции для продвижения своего творчества. Я проанализировала десятки успешных сайтов, блогов на Ютубе, Дзене. В общем и целом, я просматривала всё, что попадалось под руку. И нет, я не какой-то специалист по трендам и моде, я лишь хочу поделиться своими размышлениями и наблюдениями, куда этот мир катится.

Привет! Меня зовут Вета Лолиминти - мой псевдоним, сочетающий в себе любовь к Японии и мятному цвету. Я фотограф, модель и ретушёр, веду свой блог с креативными образами, а на Дзене больше пишу о своих повседневных делах, творчестве, макияже и делюсь мыслями на темы, которые меня волнуют. При написании статьи, в основном, ориентировалась на блоги европейские, потому что в России многие моменты внедряются намного позже всего остального мира, будь то новые стандарты ретуши или раздельный сбор мусора, неважно.

Тренды почти всегда задаёт западная культура, как бы мы этого не отрицали. Это статья не для всех, не для "обычных работяг", которым важно получить оплату своего труда и накормить семью. Это статья от блогера - блогерам, от художника и фотографа - таким же творческим профессиям.

Фото автора
Фото автора

Отказ от "мы" в пользу "я"

Множество популярных блогов в России имеют похожую историю создания: "Я ушёл/ушла с полезной для общества, но угнетающей меня работы и стал/а работать на себя". Даже я в этой группе нахожусь, ведь, казалось бы, биолог и зоолог-палеонтолог - звучит очень гордо, пока ты не начала искать работу. На самом деле, психология ингруппового фаворитизма - довольно спорная штука, взывающая к патриотичным чувствам или социальности человека, потребности жить в обществе, племени или возрастной группе. И если в России процесс обращения человека к собственному я - довольно нередкое явление и количество "проснувшихся" довольно много, то в Штатах тенденция абсолютно другая.

Все помнят движение Black lives matter прошлой весны? Это истинный ингрупповой фаворитизм во всей красе, но это - мимолётная волна хайпа и чёрно-белых аватарок, которая прошла стремительно и мощно, но не закрепилась в виде какого-то тренда. Почему? Моё мнение такое: сейчас принадлежность человека к какой-либо группе абсолютно не жизненно необходима, потому что нет как таковых опасностей, хищников, и еду можно добыть в магазине с любой карточкой Master Сard.

Можно жить абсолютным отшельником и постигать собственное "Я" в шведских горах в окружении лесов и рек, а если есть интернет - это автоматически популярный блог. Я не раз упомяну в этой статье блог Jonna Jinton, потому что она попала во многие трендовые вещи нового времени. Если я не ошибаюсь, Йонна Йинтон (поправьте, если ошиблась в переводе со шведского на русский) работала в медицинской сфере до того, как решила всё бросить и купить небольшой дом в маленькой деревне. Самопознание и обращение к естественному началу, на мой взгляд, сейчас становится камнем преткновения современности, ведь многие по сей день являются заложниками системы, которую сами и создали. Обращение к себе и вопрос: "Что именно я могу принести в этот мир?" становится всё острее.

Отсутствие границ

По преданиям, во время строительства Вавилонской башни, человечество было единым народом, разговаривающем на едином языке. В наказание за подобное деяние, Бог разобщил некогда единый народ, чтобы они больше не смогли договориться и работать сообща, возвыситься над земной твердью. В продолжение первого пункта, хочется продолжить:

Где родился - там и сгодился -

становится устаревшей установкой. Люди переезжают и открывают новое в этом мире как для себя, так и для других. Тревел-направление в блогах (путешествия) до сих пор является весьма успешным, ведь миллионы людей продолжают жить в одном месте, не имея материальных средств или физической возможности отправиться в любую точку мира. Кроме того, появился настоящий "вавилонский" язык - английский. Зная только его, можно не только успешно путешествовать, но и развиваться куда быстрее своих соотечественников, язык не изучающих.

Персонализация и кастомизация одежды

Почему в этом году резко стала популярна техника окрашивания одежды tie-dye и варёные джинсы? Роспись одежды? Бисероплетение? Потому что, опять же, всё больше людей ищут собственное "я", которому тесно в рамках массовой культуры и одежды из масс-маркета. Винтаж, за которым охотятся в секон-хэндах, вещи устаревшего кроя и вещи с историей, корсеты - это повод персонализации через внешние атрибуты, будь то одежда или мебель. Сшитая вручную одежда по индивидуальным меркам служит намного дольше и выглядит на фигуре в разы лучше стандартных фабричных лекал, да и намного экологичнее.

Ручная работа (хэндмейд)

Игрушки ручной работы, макраме, картины и ювелирные украшения, сделанные вручную. Йонна, к слову, продаёт и украшения из серебра, выкованные в шведских лесах, и картины, написанные натуральными пигментами - пепел, глина, ягоды, почва, песок, минералы, уголь.

С точки зрения абстрактного искусства и тренда экологичности - это мега популярно сейчас! К слову, на август я собираюсь поехать в деревню к родным и прихватить несколько холстов именно для этой цели. Не факт, что у меня что-то получится, но ведь процесс куда важнее результата?

Забытая культура

Я знаю не один десяток блогов, основная линия которых - забытая древняя культура или навык. Мы все видели эти ролики, где хрупкая азиатская девушка строит из бамбука целый дом с террасой и мебелью прямо посреди леса над горной рекой. Помимо забытого ремесла, здесь экологичность и нетронутая природа - три тренда в одном, не считая необычной внешности, нетипичной для европейцев. Сюда же я приведу в примеры ансамбли, выступающие с использованием древних народных инструментов. По моему мнению, этот тренд - одна из причин такой популярности Ведьмака и по сей день.

Покрас Лампас и его каллиграфия в смешении с уличным артом - ещё и новизна, а не только древнее искусство рисования букв и шифрования смыслов. В Европе самый яркий тренд - языческие обычаи северных народов - викингов (который, к слову, опять привносит нотки экологичности в мировую сеть).

Если говорить о России, знаю некоторые блоги, которые стали популярны за счёт популяризации культуры малых народов, например, чувашей, татар или якутов. Почему? Потому что это прикосновение к тайне, чему-то почти запретному, неизведанному, забытому. Преемственность поколений и единение прошлого и будущего. Что может быть интереснее? Не забываем про винтаж Америки 60-х и эстетику царской России (многие питерские художники умело используют этот тренд)

Нетронутая природа

И опять я приведу в пример Йонну и её творчество, да, которое она успешно продаёт по всему миру благодаря блогу. С помощью каких пейзажей нам раньше "продавали" товары в рекламе? Пляжи, море, кокосы, райское наслаждение - знакомо? Сейчас пейзажи в рекламе совершенно другие, потому что многие уже на море побывали. Там, где буквально не протолкнуться, кучи мусора от отдыхающих и не самая кристально чистая вода.

Какие пейзажи популярны в масс-культуре сейчас? В основном, нетронутые, дикие, без каких-либо признаков пребывания человека: северные леса, тайга, пустыни, дно океанов и морей, горы. Всё это я легко могу объяснить: тоска человечества по простору и чистоте.

Фото автора
Фото автора

Экологичность

Zero-waste, раздельный сбор мусора, отказ от пластика и ограничение тестирования косметики на животных, твёрдый шампунь без упаковки, мешочки для фруктов и авоськи - эти тренды только начинают приходить в Россию. Определённо, это необходимые общественные нормы, потому что мне буквально больно наблюдать, как пересыхающие озёра превращают в мусорные полигоны, вечно заволакивающие местность ядовитыми парами и едким дымом. "Показательное" движение в рядах зелёных, привлечение внимания к экологическим проблемам - тоже тренд нового времени, как и минимализм и разумное потребление. Освещая в блоге эти темы, можно попасть в ряды популярных блогов.

Технологичность и визуализация

Обратная сторона экологичности, как ни странно. Если приводить в пример дизайн и художественное искусство, то рядом с возрастанием популярности забытых техник традиционного рисования, параллельно и семимильными шагами развивается 3D-визуализация и Digital-Art. Самый яркий пример за последнее время - певица Grimes (да-да, та самая "девушка Илона Маска"), которая продала на крипто-аукционе свои произведения на 6 миллионов долларов.

Раньше технологии присутствовали в массовой культуре в виде опасной и непредсказуемой субстанции, которая непременно приведёт мир к катастрофе и восстанию машин. Сейчас постепенно вектор кардинально изменится, в противоположную сторону. Если вы художник или дизайнер, советую присмотреться к возможностям 3D-моделирования, потому что это действительно другой мир. Любой текст будет лучше воспринят в видео-формате или схемах и инфографике.

Польза и интеллект

Контента становится столь много, что большинство адекватных и думающих людей отсеивают своё информационное пространство по одному простому критерию: личная польза. Нередко образовательные или новостные ресурсы становятся популярными, если информация подана в яркой и позитивной форме, с юмором. Хороший пример здесь, пожалуй, каналы Научпоп, Ян Топлес, Крастер.

Юмор

Многие приходят в интернет не для того, чтобы учиться, а для отдыха и развлечения. Юмор является двигателем популярности, потому что болевая точка и "жиза" - гарантия, что человек это лайкнет, прокомментирует или даже репостнет. И юмор - не всегда какие-то шутки ниже плинтуса или "туалетный юмор", он может быть весьма интеллигентным. К сожалению, сарказм и ирония, как говорила моя учительница, понятен не всем, а только людям с высоким уровнем интеллекта.

Сравните комедии начала нулевых-девяностых и те, что вышли буквально в последний год или два. Первое, что бросается в глаза - юмор стал более "рафинированным", а тем, на которые можно шутить, всё меньше с каждым годом. Второй момент - юмор привлекает внимание к важным общественным проблемам. Мой фотоблог больше о эстетике, и юмора в нём совсем мало. Может быть, зря?

Духовное начало

Йога и различные практики осознанности, развитие тела и духа, отказ от материальных благ, благотворительность, вегетарианство, буддизм - не только популяризация нетипичной для европейского общества культуры, но и самопознания.

Переосмысление образа женственности/мужественности

Факт остаётся фактом: сейчас никого не удивишь девушкой-ювелиром, работающей в кузнице и парнем, который делает себе макияж и ноготочки на заказ. Я к этому отношусь совершенно нормально, потому что не считаю, что пол человека как-то влияет на его профессиональные навыки. Например, я часто слышу от мужчин, что абсолютно все девушки плохо водят машину, но на моей памяти, именно девушки - самые осторожные и деликатные водители, с которыми даже в такси ехать комфортно. Всё-таки мужчины переключают передачу и крутят руль руками, а не чем-то ещё, ровно как и девушки. Навыки вождения зависят только от стажа и самого человека, его характера, темперамента, знаний и скорости реакции.

Мужчины нередко становятся обладателями длинных роскошных волос, ведут бьюти-блог (Игорь Синяк, Геворг, Андрей Петров, Марк Кауфман - и это только в России), а девушки - бреют голову под несколько миллиметров и находят себя в творчестве, бизнесе или активизме. Полное переосмысление женских и мужских ролей только начинается, но многие люди наконец-то поступают так, как им комфортно, а не так, как того требуют нормы и стереотипы. Конечно, это что-то новое, поэтому привлекает много внимания.

Аудио и подкасты

Этой весной нашумел Clubhouse, а теперь я прочла новость о том, что Spotify представил аудио-платформу Greenroom для общения голосом. Вспомните предыдущие год-два и с какой скоростью соцсети внедряли голосовые сообщения. Вывод отсюда весьма простой - в бешеном ритме городской жизни куда проще послушать подкаст, чем пытаться читать или смотреть видео в движущемся транспорте. Подкасты и интервью - взлетающий в популярности тренд и на Ютубе, взять того же Дудя, Данилу Поперечного и иных подкастеров-интервьюеров.

Нестандартная и естественная внешность

Заметили, как быстро угасает популярность отфотошопленных красоток со стандартными накачанными губами? Тренд наметился очень давно, ещё в году так 2010-м, когда на смену автозагару и перещипанным бровям пришла натуральная красота и здоровая кожа натуральных оттенков. Тренд набирает обороты и местами даже "перегибает палку" по мнению общественности. На подиумах знаменитых модных домов всё чаще можно увидеть девушек с различными синдромами, находящимися вне модельных стандартов. К слову, сам институт моды вот-вот падёт, по моему мнению, потому что люди всё чаще ценят экологичность и комфорт, а не люкс и бренд. К слову, Йонна и здесь попала в тренд со своей необычной нордической, но в то же время, очень естественной красотой.

Уход от стандартов

Стандартов красоты и в принципе того, как выглядит красивый человек по мнению большинства. Ретушь уходит на второй план, многие модели и звёзды шоу-бизнеса показывают свои естественные тела без тонны фотошопа и косметики сверху. Бодипозитив и бой против системы даёт противоречивые результаты, когда внешнее психическое здоровье затмевает проблемы со здоровьем, вызванные избыточным весом. Определённо, любить себя можно в любом весе и с любой фигурой, но медицина согласится не со всеми цифрами на весах. Популяризация нездорового образа жизни - так себе история.

Новизна, треш и панк-культура

Протест системе и новизна - Йонна даже здесь попала в тренды. Но ещё, пожалуй, в пример приведу успех Little Big и их видеоклипов с миллионами просмотров. Они делают перед камерой то, что удивляет зрителя, новое и небанальное, а потому - цепляющее. Креативность - залог продвижения в интернете и популярности этой группы, посмотреть только первые клипы коллектива, когда в составе наравне с крупными рослыми мужчинами пели девушки с карликовостью. Здесь также и нестандарт во внешности, и новизна и своеобразный протест.

Панк-культура, кажется, снова просыпается, по крайней мере, я так вижу. Но, скорее всего, панки 21 века будут абсолютно другими. Почему? Здесь стоит заглянуть лет так на 40-50 назад и вспомнить "вылизанную" рок-музыку тех времён, вроде Битлов. The Beatles и The Rolling Stones против первых агрессивных и даже вульгарных для общественности панк-рок групп вроде Ramones - противостояние между "сыном маминой подруги" и "главным хулиганом на районе". Новые панки, судя по всему, будут противостоянием реп-музыке, а поэтому, совершенно другими. В общем, мама-анархия и всё-такое. Вероятно, мы уже можем наблюдать эту трансформацию в лице Моргенштерна. По крайней мере, реакция общественности на восходящую звезду примерно такая же, как на панков в далёких 80-х.

Фото автора
Фото автора

А какие вы тренды современности выделили бы? С чем из моих размышлений не согласны?

Спасибо за прочтение!