Разумеется, в мировом кинематографе таких сцен гораздо больше, но мы стремились к разнообразию в компактном виде. Не с целью щегольнуть наблюдательностью или бросить тень на известных людей, а с целью позабавить себя и читателя странностями актерского ремесла. По принципу "у них - у нас".
Эпизод номер один - "Чем провинился Марк Болан?".
Картину Мартина Скорсезе "Алиса здесь больше не живет", в которой блистательно дебютировала тринадцатилетняя Джоди Фостер, не вызвал ажиотажа. К тому же в прокат была пущена черно-белая копия, как это часто делалось, чтобы приглушить красочную мишуру американского быта.
Мне запомнился момент, где разъяренный Крис Кристоферсон разбивает пластинку T. Rex, обучая игре на гитаре сына своей сожительницы.
Место, совершенно непонятное нашему зрителю, для которого вся "иностранщина" звучала одинаково, но эффектное для посвященных.
Возможно, этим жестом автор никому у нас не нужных For The Good Times и Me and Bobby McGee демонстрировал своё презрение к суррогатной и вторичной попсе Альбиона. Тем более, что Jeepster, которым выбешивает мамина хахаля ребенок, это бессовестная калька одной классической песни Мадди Уотерса... стоп! конечно же, нет - Хаулин' Вулфа.
В любом случае, явно неадекватная реакция на одну из священных коров ленинградского рок-клуба.
Кстати, под чистую запись Hot Love на стационарном магнитофоне, супруга бухгалтера изменяет ему с его начальником по фамилии Лыз в сериале "Совесть.".
А под Ride A White Swanопытные гопники на дискотеке ловко срывают одежду с невинной девушки в "Райских яблочках". Точнее, это безобразие творится под Iron Horse Джеффа Кристи, но всё начинается с Ти Рекс. Музыка одной из самых безобидных групп снова детонирует насилие и злобу.
Все три фильма отменного качества, под стать песням Кристоферсона и Болана. В каждом масса замечательных актеров и остроумных реплик.
Эпизод номер два - "Месье Вентура и грехи его молодости".
Для людей моего поколения Лино Вентура это прежде всего суровый, немногословный Ролан в "Искателях приключений" - личность сугубо положительная, образец для подражания.
В дальнейших картинах героем этого замечательного актера почти всегда был честный следователь, инспектор полиции ("Сиятельные трупы"), даже комиссар ("Прощай, полицейский!"),как правило, обреченный человек, одерживающий моральную победу в борьбе со злом, проигрывая ему в реальной жизни. Генерал Далла Кьеза - бесстрашный борец со спрутом сицилийской мафии.
За исключением, разве что, задумчивого киллера в черной комедии "Зануда", где ему всячески мешает выполнить задание Жак Брель, мы знали и любили его именно таким.
Но, начинал этот узнаваемый артист в амплуа антипатичных гангстеров, чья мораль не имеет ничего общего с "моралью с большой буквы", как характеризует своего антигероя в предисловии к фильму "Третье дыхание" Жорж Мельвиль, в чьей "Армии теней" Вентура создаст образ подпольщика-антифашиста, одну из лучших ролей в своей обширной кино-галерее.
"Второе дыхание" могли бы показать и нам параллельно с "Бандой бритоголовых" и "Великолепной семеркой", если бы не стремноватое для русского уха имя главного персонажа - Гюс М-нда.
Каждую звезду зарубежной эстрады или кинематографа у нас окружали мифы, сплетни и домыслы, подчас довольно фантастические.
Говорили будто Лино Вентура никогда не целует женщин крупным планом, точнее, вообще никогда не целуется с ними на экране. Чтобы проверить так ли это на самом деле, потребовалось бы просмотреть все фильмы с его участием.
Как бы то ни было, в одной из первых своих картин актер точно делает это с аппетитной супругой престарелого "варщика", с которым он только что расправился самым жестоким образом. Сцена довольно безобразная, как и вся патологическая атмосфера великой картины "Облава на барыг", где с ужасающей достоверностью показаны наркоторговля, наркомания и прочие прелести свободного мира.
Следует отметить, что в фильмах с участием Вентуры найдутся и более благородные сцены насилия, где бывший чемпион Европы по "классической" (как её у нас тогда называли) борьбе расправляется с настоящими негодяями.
Например, вырубая двух байкеров-подонков в Le Ruffian (1983) Хосе Джованни, сценариста незабываемых "Искателей приключений".
Эпизод номер три - "Руки прочь от Володи".
Такими словами пояснил мне один (ныне, увы, покойный) кинематографист одну особенность фильмов с участием Высоцкого.
Подмеченную., надо сказать справедливости ради, многими внимательными поклонниками гениального автора-исполнителя и большого актера театра и кино.
Как бы ни был крут актер западного кино, он регулярно получает свою порцию зуботычин. Марлона Брандо жестоко избивали в "Погоне" темные обыватели, невзирая на его должность шерифа.
Неоднократно бывали биты Стив Маккуин, Хафри Богарт и Фрэнк Синатра.
Элвис Пресли подвергается унизительной экзекуции в Jailhouse Rock, одной из лучших картин с участием Короля рок-н-ролла. Даже свирепый Ник Картер в исполнении своего создателя Микки Спиллейна не застрахован от побоев.
Высоцкого не трогают и пальцем ни царские жандармы ("Опасные гастроли"), ни белогвардейцы ("Интервенция"), ни агенты ФБР в замечательном и недооцененном "Четвертом". Даже брутальный бригадир Иван Рябой сдается "хозяину тайги" без боя, получая в спину от Золотухина двусмысленную фразу: еще одна попытка и ты приедешь домой дырявым!
Дело в том, что Высоцкий успел столкнуться с насилием в одном из ранних кино-опытов, где ему досталась роль американского морячка с миниатюрным транзистором.
Поскольку никакой полноценной ретроспективы с участием Высоцкого в связи с его смертью показано не было, и этот фильм всплыл нескоро.
"713-й просит посадку" картина необычная. С эти согласится каждый, кто пожелает её посмотреть, и пересказывать эту фантастическую историю своими словами неуместно. Кое-чем она определенно напоминает "Ужас на высоте 20 тысяч футов", культовый эпизод "Сумеречной зоны", где пассажиру мерещится монстр, пляшущий на крыле самолета.
Обидчиком матроса выступает Отар Гоберидзе - обаятельный супер-агент Лойнаб из "Тайника у "Красных камней". Атлетическое телосложение позволяло этому незаурядному актеру играть индейских вождей в вестернах киностудии "Дефа" и восточных витязей.
Негласный закон о неприкосновенности Высоцкого был нарушен только в боевике "Единственная дорога", типичной для югославов военной кино-сказке, где герой Высоцкого принимает мученическую смерть от немецких оккупантов, успев продекламировать окровавленным ртом несколько, как обычно, пронзительных строк о неминуемом возмездии.
Восстанавливая по памяти то, чем давно мечтал поделиться с читателем "Бесполезных ископаемых", я испытываю острое желание пересмотреть все эти киноленты, каждая из которых заслуживает внимания сама по себе, без притянутых за уши курьезов и сенсаций.
А между тем у нас на очереди четвертый эпизод, который мы назовем просто:
"При исполнении".
Порядком забытый фильм Генриха Маляна "Мы и наши горы" (1969) тоже зрелище не совсем обычное. Хотя на первый взгляд перед нами добротная комедия из народной жизни в духе Василия Шукшина, где есть место и фольклору, и гротеску, и шуточкам "на грани". И, разумеется, Фрунзик Мкртчан, незаменимый и узнаваемый, как Георгий Бурков у того же Шукшина.
Фильмы такого типа следует смотреть не часто, но внимательно, сравнивая, насколько изменился со времени их создания окружающий мир.
Обилие удивительных деталей, порой мимолетных и незаметных с первого раза, возрастает сообразно зрительскому опыту. "Мы и наши горы" именно такая "шкатулка сюрпризов".
Но, советского человека тех лет более всего поражала одна, стопроцентно некорректная, сцена, где грубейшему "харассменту" подвергается участковый милиционер при исполнении обязанностей. Причем со стороны честного труженика, а не опасного преступника.
Сос Саркисян в роли безымянного лейтинанта местами дико напоминает Месье Крюшр в исполнении Луи Де Фюнеса. Возможно, это сделано умышленно.
А ведь перед нами не кто иной, как будущий доктор Гебарян в "Солярисе" Тарковского, фигура загадочная и трагическая, как, впрочем, и все обитатели пародийной космической станции, как любой незнакомый человек, если к нему хорошенько присмотреться.
Эпизод номер пять - Звезды с "лишним" углом.
Провинциальная мелодрама "Дождь в чужом городе" не относится к числу знаменитых экранизаций Даниила Гранина, таких, как монументальное полотно "Иду на грозу" или "Выбор цели".
В ней нет напряженной интриги, хотя имеются задатки детективной истории c "преступлением по страсти" в духе бунинского "Корнета Елагина". Впрочем, эротики в ней тоже нет, откуда ей взяться в застойной теле-постановке. Известных актеров первой величины тоже нет. Например, Ланового и Белявского из той же "Грозы". Изможденные лица, усталые люди не первой свежести...
Так что же там есть, возмутится нетерпеливый читатель, в этом вашем "чужом городе", кроме дождя?
Не так много, но много ценного, для тех, кто не застал быт и нравы тогдашней провинции.
Посиделки под фикусом и флирт в "холле" гостиницы, с обязательным исполнением а капелла "Виновата ли я?", кочевавшей из фильма в фильм под соусом душевной русской песни.
Людмила Зайцева чрезвычайно убедительна в не очень-то приятном образе уездной нимфоманки, но откуда в ушах увядающей матери-одиночки серьги такой формы? Ювелирными изделиями такого вида щеголяли в совсем ином обществе и то - далеко не все, с учетом обстановки на Ближнем Востоке.
"Сионистская провокация" - вот как называлось такое поведение на языке тех специфических лет. Любая символика, помимо официальной, бросалась в глаза, и реагировали на неё весьма болезненно и оперативно.
Любопытно, кто подбросил артистке этот реквизит, как бы не сам автор "Зубра"?
В любом случае, символ "израильской военщины" крупным планом - зрелище из ряда вон выходящее.
А будь у звезд углом меньше, сказали бы "сатанистка". И это было бы куда ближе к истине.