Доброго дня, друзья! С вами на связи Антон Дурнецов, руководитель крупной российской HR-компании — готов, как всегда, делиться вкусным, полезным и интересным.
Сегодня мы поговорим о том, как тяжел крест руководителя).
Любой управленец хочет видеть свою компанию развивающейся и успешной. Увы, жизнь полна сюрпризов и неприятных неожиданностей. То поставщики сорвут доставку, то партнер не хочет выполнять своих обязательств, то сотрудники бездельничают на рабочем месте, то клиенты хамят и считают, что ваша фирма "впаривает" лишние услуги или предлагает… гм, непонятный товар. Вы "гавкаетесь" с поставщиками, прощупываете почву в разговоре с партнером, даете пенделя работникам, пытаетесь разобраться в причинах недовольства клиентов… и на каком-то этапе внезапно понимаете, кто виноват. Разумеется, не вы.
Вот тут остановитесь, вдохните поглубже, выдохните, успокойтесь и подождите. Лучше до утра. Вы только что совершили самую типичную ошибку руководителя — ушли от сознания собственной некомпетентности.
Дальше вы найдете козла отпущения, сорветесь на него и продолжите спокойно работать. Но причина проблемы не исчезнет и ситуация повторится. Людям быстро это надоест, они уволятся. Вы потеряете часть сотрудников, возможно, лучших. Недовольство клиентов из-за снижения качества услуг/продукции дойдет до грани кипения. Даже если бизнес не развалится, он явно не будет давать в таких обстоятельствах желаемой прибыли.
Итак — что делать, если ты накосячил как руководитель?
Типичные ошибки руководителя
Первый этап — осознание, нужно понять, где и как вы накосячили. Перечислим коротенько основные ошибки в работе руководителя.
- Самый умный — начальник. Тот факт, что вы организуете работу целой команды, не дает вам права считать себя компетентным во всех областях. Шеф-повар лучше вас разбирается в рецептуре, провизор — в популярности конкретного аптечного продукта, грузчик — в том, как перевозить и складывать продукцию. То, что вы управляете этими людьми, не делает вас профессионалом в их специальности. Вспомните об этом, когда будете советовать кондитеру класть в эксклюзивные сладости маргарин вместо масла.
В былые времена руководителей взращивали с низов, и они хорошо разбирались в тонкостях рабочего процесса. Современность диктует свои условия. Поэтому стоит как минимум не мешать работать другим, и обязательно учиться, чтобы понимать основные моменты.
- Вездесущий многорук. Еще одна типичная для начинающих ошибка руководителя в управлении — делать все за других. Так поступают управленцы, которые считают, что лучше них никто не справится с поставленной задачей. Это чревато тем, что у вас сломается весь тайм-менеджмент, а подчиненные сядут, сложив ручки, в ожидании вездесущего начальства.
- Начальник-раздолбай. Другая крайность — управленец, появляющийся на работе раз в день после обеда на полчасика. Если вы сами не соблюдаете дисциплину, сложно требовать того от других. Кроме того, редкие появления на рабочем месте приведут к быстрой потере контроля над ситуацией.
- Начальник-друг. Забудьте на работе слово дружба — руководитель, фамильярно курящий с сотрудниками-мужчинами, начальница-подружка, предлагающая отложить задачу на завтра и потрындеть с ней за чашкой чая, не могут быть эффективными. Без соблюдения дистанции нельзя получить авторитет. Как только включается режим «дружбы», появляются обидки, неприятие критики, срыв сроков и прочие радости. Кстати, друзей и родственников к себе в подчинение на работу лучше не принимать.
- Начальник-монстр. Если сотрудник неправ или допустил ошибку, публичный ор и нагоняй на совещании с большей вероятностью не помогут. А вот чёткая конструктивная критика с подробными объяснениями, как надо, решит вопрос в 90% случаев. И, кстати, позволит завоевать симпатии всего коллектива.
- Начальник-мямля. Предыдущий пункт вовсе не означает, что вы не должны быть жесткими в определенных моментах. Регулярные опоздания, нарушения дисциплины, безделье на рабочем месте — все это поводы к корректному наказанию. Нельзя позволять подчиненным садиться себе на шею.
- Начальник в поисках стрелочника. Ваш кассир неправильно посчитала сдачу, курьер опоздал на два часа, разработчик внес не те изменения на сайт? Не надо подробно объяснять клиенту, что у вас работают идиоты — попытки перевести стрелки в глазах клиентуры выглядят очень жалко. И минусуют вас как руководителя, не способного принять ответственность и найти нормальных работников. Достаточно просто извиниться и пообещать разобраться в сложившейся ситуации.
Я перечислил основные ошибки руководителей. Самая серьезная из них — нежелание признавать свою вину.
Если вы делаете ошибки, значит, вы двигаетесь вперед. Каждая ошибка — опыт, который позволяет не наступить на грабли второй раз.
Зачем и как признавать вину руководителю?
Признавая ошибки для себя, руководитель сможет:
- работать не на понты, а на результат;
- понять ценность каждого сотрудника, уволить лишних лодырей и нанять тех, кто будет действительно трудиться;
- не требовать от работников невозможного, а значит, эффективно повышать продуктивность рабочего процесса;
- научиться правильно распределять обязанности;
- создать мощный коллектив, ориентированный на повышение прибыли.
Как исправить ошибки руководителю? Для начала стоит разобраться в себе, понять причины своего поведения. Прилюдное покаяние бессмысленно, если вы не в состоянии найти исток проблемы. Завтра все повторится, и снова придется извиняться за одно и то же. Так недолго и клоуном прослыть.
Например, вы регулярно проверяете, сколько сотрудники берут канцелярии, бумаги и пр. Казалось бы, не проще возложить эту функцию на кого-то другого? Но даже если делегировать задачу, вы все равно будете ходить и контролировать ситуацию. Проблема не в неумении перепоручать работу — проблема кроется в вашей недоверчивости или в патологическом желании держать все под контролем. Здесь имеет смысл обратиться к психотерапевту и проработать вопрос тщательнее. Или попытаться самостоятельно обнаружить истоки привычки.
Если ошибка небольшая, в идеале нужно:
- быстро и молча исправить ошибку сразу после ее обнаружения;
- на досуге сказать себе честно, почему произошла такая ситуация;
- в похожей ситуации вспомнить предыдущий опыт и не накосячить второй раз;
- в будущем при удобном случае разобрать ошибку прилюдно в коллективе в виде учебного материала.
Как красиво повиниться перед клиентами и сотрудниками в неправильных управленческих решениях?
Самый сложный пункт. Конечно, не надо просить прощения на каждом шагу — это лишь способствует утрате авторитета. Но есть ситуации, когда извинения необходимы. Например, принесение извинений клиенту от лица всей компании может спасти репутацию всей организации. Искреннее признание своей ошибки перед ценным сотрудником позволит сохранить важный кадр, не допустить утечки информации к конкурентам, укрепить ваш авторитет во всем коллективе. Люди, перед которыми извиняются, обычно не склонны вступать в дальнейшие разборки — и вы избавляетесь от потенциальных врагов. Самое главное, чтобы слова шли от всего сердца — фальшь чувствуется сразу.
А вы допускали ошибки, как руководитель компании? К чему это привело?