Единорог - один из известнейших героев фэнтези; в "Гарри Поттере" его волосами начиняли волшебные палочки, рог толкли как ингредиент, да и во многих других художественных произведениях он появлялся не раз.
В Средневековье нетрудно было стать жертвой мошенников, продающих под видом "рога единорога" клык нарвала, вывозимый с берегов скандинавами и нашими поморами; собственно, из него выделан "Трон единорога", престол Дании, а поляки по свидетельству Бера в Смуту захватили русский скипетр из рога единорога.
В христианстве единорог - символ Непорочного Зачатия, нередко он изображался и на иконах Благовещенья.
Во многих физиологах и бестиариях упоминается единорог, в том числе и в русских азбуковниках XVI-XVII вв. ("инорог", "индрик-зверь"), где его возраст определен как 532 года. Появлялся он и в Библии: в апокрифических сказаниях зверь покинул рай вслед за Адамом, за жалость к коему был благословен Богом, а по еврейской легенде молодой псалмопевец Давид встречался с единорогом и зверем, о котором разговор пойдет ниже; наряду с бегемотом и левиафаном, единорог описывается в ветхозаветной книге Иова, где предстает зверем свирепым и свободолюбивым.
Примерно таким же он представлен в "Храбром портняжке" братьев Гримм.
Причем не только христиане писали о единороге: многие античные историки и писатели упоминали разных однорогих зверей, схожих, впрочем, с носорогом или имеющих слоновьи ноги, кабаний хвост и т. д.
Единорог часто появлялся на гербах: скажем, печати Ивана Грозного и города Лысьвы, а также гербе Шотландии, где, после победы Англии в войне, к нему присоединился другой фэнтезийный и геральдический персонаж.
Лев - древний герой в мифологии и геральдике; всего о нем и не расскажешь. Он считается царем зверей, каким и предстает в фэнтези "Хроники Нарнии" под именем Аслан; лев - символ колена Иудина, постоянно враждовавшего с коленом Ефрема, использовавшим гербом единорога; быть может, оттуда и пошел сюжет об их борьбе. Наш былинный герой Руслан (кто помнит по "Коньку-Горбунку" - Еруслан), ставший прототипом пушкинскому, сам вырос из восточного героя Арслана - "Льва".
Отсюда перейду сразу к сюжету о борьбе: помимо еврейской, наши герои дрались и в английской культуре. Кроме победы Великобритании, повлиял на сюжет и фольклор, где в песенках и стихах, известных по "Алисе в Зазеркалье", два зверя вели бой за корону. Кто-то толкует это как борьбу Весны и Лета либо мира иного и мира нашего, Кривды и Правды. У нас битва описана в сборнике духовных стихов "Голубиной книге" (XV-XVI вв.). Фэнтезийные герои перекочевали на гербы и заняли места на многих русских изображениях: оружии, печатях дворянских родов, чернильницах и т. д.
Вообще, тема интересная, но, чтобы вы не уснули, закончу на том, что Льюис Кэррол у себя в "Алисе" дал героям роли черной и белой фигур, постоянно ведущих глупую политическую борьбу, хорошо переданную карикатурными иллюстрациями Тиннела: на них звери подозрительно напоминают тогдашних премьеров Гладсона и Дизраэли. Кэррол политику и скучных разговоров вообще не любил, больше ценил свою дружбу с детьми и свои безумные рассказы.