Почему-то сегодня принято считать любую задумку - изобретением. Придумал на скейтборд поставить мотор от аккумуляторного шуруповерта - изобретатель! Придумал повесить на стену магнитную доску для шашек - изобретатель! Придумал печатать торты на 3Д принтере - изобретатель! ( примеры взяты из личного архива автора канала). Постараемся разобраться.
Приветствую почтенную публику!
Мысль, которую мне хочется донести до большинства людей, проста.
Не стоит заносчиво считать, что если тебе удалось сделать тележку - самокатку на электромоторе, то ты - гений.
Все, о чем я буду писать далее - из личного опыта.
Последние два года я работал, что называется " в поле", обучая детей создавать новые, уникальные продукты ( нет, их нельзя кушать, это то, что может существенно упростить вам жизнь) .
Работа велась в рамках Пензенского городского конкурса "PROдвижение".
Каких только чудес мы там не насмотрелись! И как только наставники команд не издевались над проектами! Соревнование глупости вышло. Но не будем наговаривать. Давайте возьмем любой из распиареных проектов, где детей тащат на пьедестал почета, выдавая гордое звание "Изобретатель".
Например, уже упомянутое мной в одной из прошлых статей, "Умное зеркало".
Суть "идеи" проста- детишки, под руководством своего мудрого наставника, озадачились решением проблемы ( проектная деятельность связана с тем, что ребенку предлагается найти в окружающем мире проблему, и решить её).
Цитата автора :
«Сижу дома, смотрю YouTube и такой: о! А там что-то про зеркало говорили, что-то хотели сделать. Почему бы и не посмотреть, и не сделать? Так появилась идея и вроде как воплотилась в жизнь»
На все у ребят ушло всего лишь 2 месяца. ( гении, не иначе!)
Какую проблему они решали - неясно, поскольку то, что они выдают за продукт - всего лишь техническая приблуда, хоть и довольно сложная, да и сама проблема, коли существует - давно решена, но посмотрим. может быть у них вышел уникальный продукт?
А вот и представитель команды. С "Умным зеркалом".
Вероятно, то техническое решение, которое они использовали для создания своего зеркала - действительно гениальное, но мы с вами об этом никогда не узнаем. Потому что скромничают мальчуганы. Молчат.
Скорее всего, они подают заявку на изобретение. Шучу.)
Мальчишки пошли простым путем. Взяли статью в тырьнете, прочитали, воодушевились, и воспроизвели. С подачи куратора. ( молодец наставник, вот бы тебе взрастить нового Теслу!)
Клац.
Теперь подумаем. Простой сравнительный анализ показывает, что на уникальность данное изделие не тянет. Нет ни уникального внешнего вида, ни уникального решения ( его не показывают, о нем не говорят, его не найти даже у авторов. С их слов, уникальность в том, что они сами написали ПО для смарт-зеркала. На мой вопрос - а почему вы выдаете само зеркало за свой продукт. а не ПО? - ответа не было. Скромно промолчали.)
Нет ничего, что могло бы выделить данную команду из сотен других, с просторов России.
Почему же их записали в изобретатели?
Все дело в том, что горе-специалисты, оценивающие проекты, сами не знают что такое проект, уникальный продукт, или изобретение. Более того, основная масса людей часто даже не знает - что такое изобретение.
В современных реалиях это такой маркетинговый ход - написать что ты "изобрел", и в голове щелкает - " Ага, раз он изобрел, значит есть лишь у него, буду у него покупать".
Изобретение, в классическом определении - это новое техническое решение задачи. Новое, значит не существовавшее доселе. Согласны? Ну , если я сейчас заявлю, что мои статьи - новинка, вы же не станете мне верить? Верно? Вы скажете - так, стой, автор - таких статей полным полно! Где новизна? Воот.
И с изобретениями так же.
Жил у нас в стране, такой человек - Генрих Саулович Альтшуллер.Он первый классифицировал и упорядочил весь хаос изобретательства, внес в хаос порядок, и вывел формулу успешного изобретательства. Это я так, своими словами) В тырьнете пишут совсем иначе)
По Альтшуллеру, автору ТРИЗа, есть 5 ступеней изобретения.
Первый, самый простой - "неизобретательское изобретение".
Это - когда решается задача, не имеющая технических противоречий (Ситуация, когда попытки улучшить одну характеристику (или часть) системы приводит к ухудшению другой ее характеристики (или части), называется техническим противоречием (ТП).
Связаны эти задачи, зачастую с производством, или производственным процессом.
Доступны такие решения любому специалисту своей профессии. Будь это токарь, сварщик, или столяр. Неважно.
Такие люди называются "Рационализатор". Потому что они не создают новые технические решения, они улучшают уже существующие. Они способствуют усовершенствованию и упрощению производственных процессов.
Приведу пример.
Когда-то я работал в столярной мастерской, с командой единомышленников - фанатов дерева. Мы занимались тем, что создавали интерьеры под заказ, и каждый интерьер требовал времени, сил,и неоднозначных решений. А поскольку люди у нас заказывали небедные, и не желающие ждать, нам приходилось постоянно оптимизировать процесс работы.
Одной из таких задач, например, было создание специальной пресс-формы для выклейки гнутых форм.
Для классической выклейки, с современными клеящими составами. не составляло труда использовать такие пресс-формы, беда в том, что заказ был большой, и зажимных приспособлений не хватало на все формы. Раньше мы зажимали по одной форме, и на сутки забывали о ней. Тогда нам надо было зажимать одновременно несколько форм, для ускорения работы. Требовалось решение, которое позволило бы зажимать все формы, без потери качества. Решение мы нашли, потребовалось несколько часов на поиски, и пара часов на воплощение.
Изобрели ли мы что-то новое? Нет. мы всего лишь улучшили существующее. Как позднее выяснилось, подобный метод использовали в других мастерских, разница была незначительной.
Но в рамках нашего производства - мы сделали нечто новое.
Однако, и тут есть закавыка - если б мы нашли решение, которое позволило бы использовать те объекты, которые ранее никем не применялись - мы могли бы сказать - да, мы что-то изобрели. А что изобрели бы? Способ применения объектов. Всего-то.
То есть, прежде чем громко говорить - Я ИЗОБРЕЛ!, стоит посмотреть вокруг - может ты всего лишь улучшил, и у кого то есть решение намного проще и качественней, чем твоё?
Сделаем промежуточный вывод. Изобретатель - не тот, кто улучшил. А тот, кто улучшая создает новое.
Вернемся к нашим героям. Что они улучшили? Вроде бы пока не видать.
Но давайте не станем ребят сразу гневно обвинять в попытке присвоить себе чужую славу. Они ведь не знают, им не сказали, что они всего лишь.. умельцы.
Теперь давайте без эмоций, сравним эту поделку , с тем, что делают на различные выставки и конкурсы а-ля "Сделай сам".
Уверен, каждый бывал на выставках, где представлены работы детей, различных направлений.
Тут вам и космические корабли, и избушки на курьих ножках, и диорамы - все есть.
Однако, никто этих детей не называет ни умельцами, ни изобретателями.
Но стоит любому из них прицепить светодиодик на ардуинке, да сделать управление через блютуз со смартфона - и вуаля! Восторженная публика аплодирует, пресса захлебывается от восторга, ребенок счастлив.
А если к этому прицепить шильдик что-то вроде "Умный светильник" - всё. ты король!.
Неужели мы настолько упали в качестве образования, что не можем различать простые вещи - новый продукт, новинку, уникальность, от повседневности?
Любой желающий сегодня сможет воспроизвести те же смарт-часы, смарт-зеркало, или "умную теплицу". Вся информация по созданию подобных технических устройств имеется в интернете.
Для того, чтоб отделить мухи от котлет, достаточно 10-и минут поиска нужной информации- и вам выдаст сотню аналогичных устройств, подобно тому что сделали школьники . Хотите на светодиодах, хотите - с мониторами.
Но почему-то их не кличут - изобретателями.
Итак, сделаем вывод.
Изобретатель- человек, способный придумать, улучшить, качественно изменить существующие продукты, путем создания нового, не имеющего аналогов решения задач.
Именно решение лежит в основе изобретения. И результатом их работы является новый, уникальный продукт - будь это модернизация процесса производства, новые технологии, или же новые технические устройства.
Да, это сложно понять с первого раза, но поверьте, все проще, чем кажется.
И честно говоря, сложно винить детей за тот продукт, который они честно скопировали. Вина целиком и полностью лежит на их кураторе, тех кто оценивал это изделие, на тех кто давал им награды, поощряя обман.
В качестве эпилога.
Один из моих учеников, Влад, в прошлом году участвовал в конкурсе WorldSkills. Учился мальчишка на оператора БПЛА.
По условиям конкурса, им необходимо было в САПР "Компас 3D" начертить один из узлов дрона.
Преподавателем на это мероприятие пригласили студента 3-го курса, местного университета, одного из участников движения "1000листник", мальчишка долго получал награды и звания за свои "проекты".
Восторгов у моего было много.
Начиная с простого - "Он клевый, с ним весело", Влад постепенно пришел к иному мнению - "Он ничему не учит, он ничего не знает."
К чему я это - представьте, что к вам на урок технологии, придет студент, который искренне считает что он умеет создавать нечто новое? И начнет учить создавать "умные зеркала"
А ведь сегодня, существует программа наставничества, где вчерашние школьники, учат детей и взрослых- как создавать новые продукты.
Стоит ли нам ожидать улучшения нашей жизни, если всё, на что способны наши дети - скопировать чужое?
А если завтра чужим на захотят делиться?.
П.С. Уверен, многие зададут вопрос - "Автор, а что ты сам то можешь?"
скоро расскажу о тех проектах, которые делали школьники под моим руководством. ( разбирать буду честно, все плюсы и минусы).
Всем успешного творчества, жду комментарии. Клацните, если понравилось, если что-то непонятно - пишите)