Голос, который вы слышите в своей голове, может напомнить вам список покупок, дать совет или помочь вам подготовиться к трудному выступлению или важному разговору. Хотя многим из нас он может показаться незаменимым, но не у всех он есть.
Долгое время считалось, что внутренние монологи (или диалоги) являются частью человеческого самосознания. Исследования 2015 года даже показали, что уже в 5-7 лет дети могут использовать свой внутренний голос.
Другое исследование, проведенное в 2010 году, предполагает, что мы используем некоторую форму «внутренней фонетики» уже в 18-месячном возрасте. Но эксперимент, проведенный командой Элен Левенбрюк, показывает, что не все из нас обрабатывают события и эмоции словами и предложениями.
- Внутренний монолог означает, что у нас может быть интимный разговор, который направлен на нас самих и проводится без каких-либо артикуляций или звуков. Благодаря внутреннему разговору мы почти слышим свой внутренний голос.
Вы знаете его тон и интонацию, например, когда голос звучит сердито или обеспокоенно, — говорит Элен Левенбрюк, исследователь психологии и нейропознания в национальном исследовательском институте Франции.
Мы действительно думаем полными предложениями?
Большинство из нас думает, что мыслим полными предложениями, но на самом деле это не так. Это подтвердили исследования, проведенные в 1990-х годах.
Предположение о том, что все люди полагаются на свой внутренний голос, было впервые оспорено благодаря исследованиям Рассела Херберта, психолога из Университета Невады в Лас-Вегасе.
Херберт собрал группу добровольцев и попросил их носить зуммер. Каждый раз, когда устройство пищало, участники исследования должны были записывать, что они думали или переживали в своем внутреннем мире.
После дня проведения такого типа сеанса испытуемые встречались с ученым, который помогал им анализировать свои записи.
Как? Например, когда испытуемый записал, что думает: «Я должен купить хлеб». Психолог спросил: вы уверены, что это то, что вы думали? А может вы просто подумали «хлеб»? Или вы были голодны и представили себе свежий хлеб? Может быть, вы почувствовали голод и подумали о еде?
С каждым днем участники лучше распознавали и фиксировали свои истинные мысли и чувства. В конечном итоге эксперимент показал, что некоторые люди все время слышали свой внутренний голос, говоря почти непрерывно, как по радио.
Другие сообщили о гораздо меньшей активности в этой области (например, придумывая лозунги), а у некоторых вообще не было внутреннего голоса. Вместо этого они испытали образы, ощущения и эмоции, но не в форме голосов или слов.
Было обнаружено, что отсутствие внутреннего монолога связано с чрезвычайно редким заболеванием - афантазией. Люди, страдающие афантазией, не могут вспомнить в уме какой-либо образ. Например, они не могут представить свою спальню (даже если они вышли всего час назад) или лицо матери.
В исследовании 2019 года Левенбрюк изучил внутренние монологи группы респондентов и обнаружил, что они могут различаться по трем основным параметрам. Первый диалогичен. У некоторых людей может быть такой сложный внутренний голос, что они могут постоянно обсуждать с собой. Было бы неуместно называть такой голос «внутренним монологом», поэтому первое измерение проверяет, думаете ли вы в монологе или в диалоге.
Второе измерение - это конденсация - показатель того, насколько разговорчивый ваш внутренний голос. Иногда мы думаем словами, лозунгами, фрагментами слов или предложений. В других случаях - например, когда мы готовимся к собеседованию - мы думаем целыми предложениями, строя более сложные утверждения.
Третье измерение - это интенциональность, то есть ответ на вопрос, намеренно ли мы участвуем во внутренней беседе или она происходит автоматически, независимо от нас? По неизвестным нам причинам внутренний голос может сопровождать нас почти постоянно, а иногда он может просто появляться в моменты бездействия или стресса.
По мнению исследователя, большое значение может иметь знакомство со всеми разновидностями внутреннего голоса и правильная характеристика того, который «живет» в нашей голове.
Сейчас французский исследователь изучает внутренний голос при афантазии. Считает, что лучшее понимание внутреннего голоса и широкого разнообразия мыслительных процессов, которые испытывают люди, особенно в молодом возрасте, могут быть очень важны для методов обучения и воспитания.