"Когда, раззадорясь, Эрос
острой стрелой, не целясь,
пронзает сердце навылет,
сердце теряет ценность.
Пошли мне - молю Киприду -
любовь, а не эвмениду,
любовь, что легко осилит
предательство и обиду,
горечь и боль разлада.
Такая любовь - отрада.
Другой мне любви не надо".
"Медея"
Еврипид
Пер. Иосиф Бродский
Как нам зачастую не хватает слов, чтобы выразить свою привязанность к человеку! Любовь, дружба… да, пожалуй, и все.
Древние греки подошли к процессу креативно. Эрос, людус, филиа (именно оно формирует такие слова как «филология», «философия», «Филадельфия», даже "гемофилия"… список большой), мания, сторге, прагма, агапе и их комбинации – это лишь некоторые из чувств, которыми можно описать любовные взаимоотношения между людьми.
Наша путаница в определениях приводит к непониманию того, что же могло или может происходить между двумя людьми (если нам, конечно, должно быть до этого дело).
Так вот, сегодня мы снова вернемся к Эросу (Эроту) и я наконец-то сведу воедино все свои публикации о том, что от любви может пострадать даже сам бог любви.
Оказывается, несколько месяцев назад я интуитивно нащупала вопрос, который занимает не таких любителей, как я, а вполне серьезные научные умы.
Пока я подбирала картинки всяческих фей, у меня созрел вопрос - а почему у них крылья? Вот попытка ответа на этот вопрос.
* * *
Совершенно неожиданно эта публикация подвела меня к мысли о Психее. Я задалась вопросом - откуда у нее крылья бабочки? Ну, естественно, вышла на миф о Психее и Эроте.
Когда я опубликовала несколько публикаций о самом сюжете и о его отображении в искусстве, то поняла, что никак не коснулась темы происхождения Эрота. А ведь это интереснейший предмет!
Исправляюсь! Попыталась сделать это максимально читабельным, но что вышло, то вышло.
Если быть совсем откровенной, то вся публикация была затеяна не столько с целью упорядочить предыдущие публикации на эту тему, сколько из-за невероятной картины Максимилиана Пирнера "Рождение Эрота" (см. выше). Нельзя было оставить ее без внимания!
Молнию в тучах Эрот захватил, пролетая;
Так же легко, как порой дети ломают тростник,
В розовых пальцах сломал он, играя, стрелу Громовержца:
«Мною Зевес побежден!» — дерзкий шалун закричал,
Взоры к Олимпу подняв, с вызовом в гордой улыбке.
Дмитрий Мережковский
Откуда же взялся Эрот? Я в двух словах скажу о том, откуда эта идея пришла в греческую мифологию, а потом о том, что древние греки думали о его родословной.
Н.В. Брагинская, историк культуры, антиковед, переводчик, пишет - "своеобразие иконографии Эрота, его крылатость, связана с переработкой на греческой почве также восточных иконографических образцов".
В самом конце этой статьи оставляю ссылку на работу Н.В. Брагинской для самых любознательных. Там вы найдете квинтэссенцию того, что нам вообще известно об Эроте и его крылатости.
Эрот – бог плотской любви, страсти и желания. Он считается изначальным божеством, рожденным из Хаоса, хотя теорий его происхождения несколько.
Основные -
Из Хаоса (трактуют по-разному – Эрос появился из Хаоса или после Хаоса, две большие разницы, как говорится. Если после Хаоса, то, будучи изначальным богом, он не имеет родителей)
От Афродиты (как-то маловероятно. Ведь сама Афродита – богиня любви. Как любовь могла существовать до той силы, которая ее пробуждала?)
От Зефира и Ириды (ветер и радуга)
Из яйца, снесенного Ночью. Согласно орфическим теориям сам Эрос в своей ипостаси Фанеса стал отцом Ночи (тут у нас модуляция в другую тональность, и я представляю вашему вниманию замечательные картины, изображающие Никс - надеюсь, дзен меня за них не забанит)
От Хроноса
Вот более схематично о том же
Родители
1. Не имеет родителей, будучи один из первых созданий во вселенной (согласно теогонии Гигина)
2. От Хаоса (Аппиан «Галиевтика»)
3. Никс (Аристофан «Птицы»)
4. Эреб (вечный мрак) и Никс (Гигин, Цицерон)
Ясное дело, ни одну из этих теорий проверить нельзя.
* * *
Перед вами Ночь (Никс, Нюкта), одна из претенденток на роль родительницы Эроса.
Раз мы упомянули слово орфики, надо бы разобраться, кто это такие.
Орфики (гр. orphikoi, лат. orphici) — Орфизм — религиозное направление, создателем которого по традиции считался Орфей, мифический поэт-песнопевец из Фракии. Греки считали его первым греческим поэтом, более древним, чем Гомер. С образом Орфея связаны многочисленные легенды. Согласно одной, он погиб, разорванный на части фракийскими женщинами-вакханками, а его голова и лира переплыли через море на берег Лесбоса. Там его погребли, а Лесбос стал с той поры островом поэтов. Орфизм распространился в Греции в VII, а особенно в VI вв. до н. э.
https://dic.academic.ru/dic.nsf/antique/414/Орфики
Меня больше всего впечатляет теория появления Эрота из Хаоса. Мне кажется, так наиболее отражается сама его суть.
Вот, как об Эросе сказал А.Ф. Лосев (1893-1988), философ, филолог, переводчик, знаток античности.
«Это слепая, не отдающая себе никакого отчета сила; он и у богов, и у людей помрачает ум и освобождает их от всех забот».
Так Хаос увидел И.К. Айвазовский. Это, безусловно, не античный взгляд.
Но мне очень близка эта картина. Я, в силу своего рождения, вообще не представляю, как можно жить не возле моря. А где же тогда?
Психея
Небольшой в руках светильник,
Необъятный в сердце пыл,
Тихо льнет Психея к ложу,
Где крылатый бог почил.
И трепещет, и краснеет,
И любуется красой.
Но проснулся, и мгновенно
Улетел Амур нагой.
Вечно каяться Психее!
Грех ее неискупим,
Оттого что перед нею
Бог любви предстал нагим.
Г. Гейне
(Перевод с немецкого Маршака)
Не могу не оставить здесь ссылку на статью о реставрации скульптуры антонио Кановы "Амур и Психея", хранящейся в Эрмитаже. Это сокровище попало в Россию благодаря князю Николаю Борисовичу Юсупову (1751 – 1831), который с 1783 по 1789 год находился на дипломатической службе в Италии.
https://support.hermitagemuseum.org/ru/projects/cupid-and-psyche
А теперь, собственно говоря, ссылки на все публикации по порядку.
* * *
Первая публикация о Психее и Эроте - краткий пересказ сюжета и много дивных иллюстраций.
https://zen.yandex.ru/media/id/5ca3d80d15bac500b33f8427/opiat-krylyshki-6091c87bde56f009bc058fe4
Вернемся к происхождению Эрота.
Мы уже поняли, что, скорее всего, Эрот восточного происхождения - заимствованный из финикийской космологии. Вот еще один аспект его появления, о котором мы узнаем от Н.В.Брагинской.
- «Эрос, причастный космогонии, не принадлежит к древнейшему эллинскому пантеону, Гомер его не знает, он полулегендарен и тексты не сохранились, датированных следов в поэзии нет до Гесиода, а в изобразительном искусстве - до начала VI в...Изображений, на которых имеется поясняющая надпись мало, поэтому «для простоты» всех крылатых юношей вазописи, которые фигурирую там инкогнито, без лишних разговоров относят к эротам».
Я так понимаю, что все или почти все персонажи древнегреческой мифологии были заимствованы из более древних культур (финикийской, как мы только что прочли), те заимствовали у еще более древних цивилизаций и так мы могли бы углубиться на тысячелетия назад, если бы сохранились хоть какие-то источники. При этом персонажи сливались, обменивались функциями, разъединялись, трансформировались, оставив нам зыбкую почву для построения догадок. Вот так, если выразиться предельно просто. "Взгляд, конечно, очень варварский, но верный"... Как вам кажется?
* * *
* * *
Продолжение - Испытания Психеи
https://zen.yandex.ru/media/id/5ca3d80d15bac500b33f8427/erot-i-psiheia-6094675c7ffcba2d9ec0f5d0
Н.В.Брагинская
"Древние авторы особенности Эрота видели и обдумывали. Антагор цитирует философа-академика Крантора:
“Дух мой сомненьем объят: Эрот, из какого ты рода (букв. «твой род двойствен»),
То ли назвать тебя богом, из тех, кто первыми в мире
Были Эребом седым рождены и царственной Ночью
В давние веки в бескрайней пучине глубин Океана?
Или Киприда тебя родила многоумная? Или
Гея-Земля, или Ветры над ней? Такое ты людям
Благо приносишь и зло, что видишься нам ты двуликим (букв. "твое тело двуприродно")..."
Здесь мне бы хотелось буквально в двух предложениях вернуться опять к орфикам и их теории происхождения Эроса.
Перед вами Фанес (Эрос).
В греческой мифологии, особенно в философии орфиков, Фанес - это золотокрылое изначальное существо, вылупившееся из сияющего космического яйца (тут мне сразу приходит на память Сальвадор Дали с его одержимостью яйцами - какой символизм в этом? Но не будем распыляться), которое было источником вселенной. Называемый Протогонос (Первенец) и Эрос (Любовь), будучи родителем всех богов и людей, Фанес означает "нести свет" или "сиять" и связан с латинским "Люцифер".
Он — двуполое существо (тело твое двуприродно...), родившееся из мирового яйца, его описывают четырёхглазым, с золотыми крыльями, головами быков по бокам, со змеем на голове и так далее. Обратите внимание на копыта. Эрос ведь, согласно некоторым концепциям, родной брат Пана! Кроме того, орфический Эрос опоясан змеями. А мы помним, что, согласно предсказанию оракула, за Психеей должен был явиться «Ужасный (свирепый) змей» . Вот он и перед нами.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фанет
Древний орфический гимн обращается к нему так:
Орфический гимн Эроту
Протогону
воскурение - смирна
Я зову Протогона двуполого: странник в эфире,
Яйцерожденный, златыми крылами преславный, великий,
Быкоревущий, единый родитель блаженных и смертных,
Семя премудрое, в таинствах неизреченный премногих,
Эрикепей, громогласный и скрытый, всесветлая поросль,
Ты прогоняешь с очей своих мрак, затмевающий, черный,
Космос обширный приводишь в движенье ударами крыльев,
Свет благодатный являя – за это зовешься Фанетом,
Также владыкой Приапом и быстрооким Антавгом.
О, многоумный, блаженный, гряди и ликуй, плодовитый,
К многоукрашенным этим обрядам, и нам, их вершащим.
(Πρωτογόνου, θυμίαμα σμύρναν.
Πρωτόγονον καλέω διφυῆ, μέγαν, αἰθερόπλαγκτον,
ὠιογενῆ, χρυσέαισιν ἀγαλλόμενον πτερύγεσσι,
ταυρωβόαν, γένεσιν μακάρων θνητῶν τ' ἀνθρώπων,
σπέρμα πολύμνηστον, πολυόργιον, Ἠρικεπαῖον,
ἄρρητον, κρύφιον ῥοιζήτορα, παμφαὲς ἔρνος,
ὄσσων ὃς σκοτόεσσαν ἀπημαύρωσας ὁμίχλην
πάντῃ δινηθεὶς πτερύγων ῥιπαῖς κατὰ κόσμον
λαμπρὸν ἄγων φάος ἁγνόν, ἀφ' οὗ σε Φάνητα κικλήσκω
ἠδὲ Πρίηπον ἄνακτα καὶ Ἀνταύγην ἑλίκωπον.
ἀλλά, μάκαρ, πολύμητι, πολύσπορε, βαῖνε γεγηθὼς
ἐς τελετὴν ἁγνίαν πολυποίκιλον ὀργιοφάνταις.)
Пер.: Гарсиа
https://veris-sacri.livejournal.com/tag/орфические%20гимны
* * *
Следующая часть - Психея спускается в Аид
Интересно, что колчан Эроса содержал два разных типа стрел. Первые - разжигающие любовь; они были острыми с золотыми наконечниками. Однако Эрос также мог использовать другой тип тупых стрел со свинцовыми наконечниками, которые делали любого, в кого они попадали, невосприимчивым к любовным ухаживаниям.
Однажды, после насмешек Аполлона, Эрос доказал свою силу, выстрелив в бога стрелой с золотым наконечником, а в Дафну, возлюбленную Аполлона, свинцовым наконечником. Таким образом, Аполлон томился по лесной нимфе, но ее не трогали его ухаживания. Все это кончилось совершенно трагично.
* * *
Путешествуем вместе с Психеей
Какие же еще сведения оставили нам древние о происхождении Эрота?
По Ферекиду (6 век до нашей эры, космолог, мифограф, первый греческий прозаик), сам Зевс, создавая мир, превратился в Эрота. То есть Эрот мыслится как творец мира, демиург. Он "создал космос из противоположностей, привел его к согласию и любви и посеял в нем тождественность и единение..."
Но хватит теории на сегодня. Дадим слово Платону.
- Любящий божественнее любимого, потому что вдохновлен богом.
- Любой человек поэт, когда он любит.
- Каждый из нас - это половинка человека, рассеченного на две части. И поэтому каждый всегда ищет соответствующую ему половину. Поэтому любовь - это жажда цельности и стремление к ней.
- Рожденье — это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу. А значит, любовь — это стремление и к бессмертию.
- Кто любит за высокие нравственные достоинства, тот остается верен всю жизнь, потому что он привязывается к чему-то постоянному.
https://burido.ru/769-tsitaty-platona
* * *
Финальная часть - "Взламывая код Психеи"
https://zen.yandex.ru/media/id/5ca3d80d15bac500b33f8427/psiheia-apofeoz-60aacf4ef1146d0d08eed220
Миф об Эроте и Психее очень древний, но он продолжает захватывать наше воображение.
В этой публикации нас интересовал в основном Эрот, но несправедливо было бы не сказать хоть пару слов о Психее.
Она и сейчас вдохновляет нас не менее, чем в древности. Покуда мы читали ее историю, сколько великолепных работ старых и современных мастеров пересмотрели!
Я уверена, что все эти прелестные феи на брошах и подвесках украшений арт-нуво тоже так или иначе навеяны ее образом. В одной из публикаций мы как раз и коснулись темы крылатости нимф, фей и прочего волшебного народа. Давайте просто полюбуемся!
А вот удивительный перстень из той же эпохи. Надпись гласит "Эрот и фея", но мы ведь подкованы и знаем, что никакая это не фея. Перед нами Психея.
Упорядочить мои сведения об Эроте и невероятно расширить мой интеллектуальный горизонт в этом отношении помогла работа Н. В. Брагинской.
http://ivka.rsuh.ru/binary/85345_58.1299789849.02549.pdf
* * *
А чтобы все, выше изложенное, вам не показалось занудным, не поленитесь и кликните на видео ниже. Отвлекитесь от философских теорий и картин бессмертных художников. Просто улыбнитесь. Лучше всех о Купидоне (Эроте, Эроте, Амуре) расскажет нам Олег Даль!
#мифология #мифы древней греции #миф #древнегреческая мифология #психея