Послесловие к событию
Текст: Галина Мумрикова
На XVII международной выставке «Стекло и керамика в пейзаже», конечно же, доминировали петербургские мастера: довезти свои изделия на Елагин остров им было проще, чем, допустим, их коллегам из Екатеринбурга.
Работы питерцы показали самые разные – от чисто интерьерных до философских, ироничных, неожиданных. Плошкам, горшкам, вазам и цветочкам с их сугубо функциональным предназначением места здесь не было.
Понравилась мне «Утечка» свободного художника, автора проекта «Russian ceramics» Анастасии Чариной. Это цветное пятно на зеленой траве очень даже впечатляет: отнюдь не лобовая постановка проблемы, не решение, а напоминание о том, чем грозит природе пятно не керамическое, а реальное.
Свой авторский стиль у постоянного участника российских и международных выставок, преподавателя СПГХПА им. Штиглица Игоря Васильева. У него так виртуозно «уложена» тема маскарада, что хочется разглядывать и разглядывать и прохаживаться между масками бурного накала страстей, скрытого от посторонних глаз.
А вот «керамический блокнотик» Марины Грониной, закончившей в 1999 году «Муху. Марина использует технику глянцевой подглазурной росписи керамики вкупе со вставками цветного металла. Ее «Прорванный sketchbook» листать можно бесконечно, и эти «квадратики подсмотренных эпизодов из жизни города не связаны между собой. Вроде «Картинки с выставки», причем очень музыкальные.
Ольга Доложенкова, преподаватель кафедры художественной керамики и стекла работает в технике надглазурной росписи по эмали. Вот он, смешной трубочист на скамеечке и с фонарем чуть ли не из ИКЕА. А Нина Павлова «Дом, в котором я…») где только не училась – и в Петербурге, и в школе керамики в Италии, изучая приемы майоликовой живописи.
С работой члена Союза художников России, а заодно еще и Президента Международного Центра Культуры России Аллы Писаревой «Жонглер» произошла история: один зритель дошкольного возраста лишил жонглера головы, но (слава Богу!) она не пострадала и ее удалось поставить на место.
Знаю, что многие серьезные керамисты весьма скептически относятся к разного рода кошечкам, причисляя их к пресловутым плошкам и горшкам. Но согласитесь, что кошка – животное сакральное, и в Древнем Египте за убийство кошки казнили. Коты на Елагином все основательные: тут и «Кот Баюн» с глазками-рыбками, и работа лауреата выставки «Молодость Санкт-Петербурга» Арфисы Шульман «Канон египетский. Кот», и задумчивые «Котя и коток» Виктории Густаревой из Москвы.
Иван Асиновский – скульптор. Он однажды сказал: «Главное для скульптуры – не быть какой-то скучной, унылой.., не быть равнодушной к миру.., быть с ним в том же ритме». Ну что ж, его «Заяц» отнюдь не унылый. Вроде и не смешной. Сладкий такой, чистенький.
Работы выпускницы СпГХПА им.А.Л.Штиглица Елена Юркович находятся в музеях Италии, Венгрии, Японии, в частных коллекциях Германии, Франции, США. «Шествие красавиц». Как они несут себя, не женщины – богини! Распустившиеся цветы жизни в мире, в котором красавица – каждая.
Совсем другие ассоциации вызывают «Сумерки» Ольги Равинской, керамиста из Москвы. Смотрите, как эти кувшинки, похожие на облака, просто-таки перекрывают яркую зеленую травку в солнечный летний день, напоминая нам о вечном круговороте дня и ночи, света и мрака.
Елена Краснова, один из самых известных красноярских керамистов, профессор кафедры керамики Института искусств, показала свою «Тамару. Принцессу тюльпанов», а Тамара Шухман из Екатеринбурга – нежную изящную композицию «В Эдемском саду».
Одно можно сказать: «горячая» жизнь керамики, наличие разнообразных школ и мастеров, тесное содружество профессионалов – вкупе все это рождает радостное чувство уверенности в незыблемости и процветании древнего художественного ремесла.
#декоративно-прикладное искусство#керамика#санкт-петербург#елагин остров