Найти тему

Амфиболия в художественном тексте

Вот ещё одно странное словечко в ваш писательский словарь. Да и само явление тоже странное, способное придать предложению характер глупого, смешного перла или стать эффектным литературным приёмом.

Что такое амфиболия

Если кратко, то в переводе с греческого амфиболия — это двусмысленность, неоднозначность в тексте или в высказывании. Она считается речевой ошибкой, если возникает случайно, без сознательного намерения автора. Неоднозначность эта проявляется в том, что смысл высказывания может быть разным в зависимости от ракурса его восприятия. Классический пример амфиболии фраза: «Казнить нельзя помиловать». Смысл её меняется в зависимости от того, где поставить запятую. Или вот ещё один пример: «У меня такой хороший стул, прямо не нарадуюсь». Здесь амфиболия появляется из-за многозначности слова «стул».

Причин, по которым возникает непреднамеренная амфиболия, очень много, причём это связано не только с речевыми ошибками, но и с полисемантичностью понятий, как в примере со стулом. Но много и ошибок, провоцирующих амфиболию.

  • Неправильное употребление слов, например: «Его род был древним, о чём свидетельствовало его гинекологическое дерево».
  • Нарушение порядка слов в предложении или придаточных в сложноподчинённых предложениях: «Буквально вчера он забрал Кору из её поездки, которая просто светилась от счастья». Кто или что светилось от счастья – Кора или поездка?
  • Ошибки в расстановке знаков препинания или их отсутствие. Например: «Один из них в медицинской униформе с голубыми глазами, кривым орлиным носом и синеватым от щетины подбородком». Одна пропущенная запятая — и медицинская форма обзавелась голубыми глазами и кривым орлиным носом.
  • Избыток и неправильное расположение личных местоимений, о чём я говорила недавно в другой статье. Вот один из таких примеров: «Выпалывая сорняки, мы закапываем их рядом с овощами, и они служат им удобрением». Что служило удобрением: сорняки или овощи?
  • Ошибки в использовании деепричастных оборотов тоже часто приводят к амфиболии: «Подойдя к нему и постучав, дверь медленно отворилась». Человек с ярким воображением может представить эту бродячую дверь.
Художник-иллюстратор Томас Гаспар
Художник-иллюстратор Томас Гаспар

Амфиболия, как речевая ошибка, встречается очень часто, причём даже у классиков. Например, у Н. В. Гоголя: «Порфирий положил щенка на пол, который, растянувшись на все четыре лапы, нюхал землю». Да, это Гоголь, но это не значит, что такое построение предложений нормально.

Смысл высказывания, конечно, ясен, несмотря на ошибку. И для правильного понимания текста, где встречается амфиболия, достаточно простого здравого смысла. Однако внимательный читатель обязательно споткнётся на таком предложении, а нередко амфиболия порождает настоящие ляпы. Вот ещё несколько примеров. Они взяты из текстов авторов, которых я редактировала или рецензировала. Понятно, что в отредактированных произведениях этого уже нет, и я не буду называть авторов.

Деепричастия, такие коварные деепричастия!

«Идя по улице, Максу пришло уведомление на телефон». То дверь бродячая, то теперь уведомление.
«Сто слов — тонкая грань, перешагнув за которую наступал конец». Здесь даже не одна двусмысленность, это предложение — целый букет смыслов.
«Открыв письмо, в глаза бросился торопливый почерк». Экий агрессивный почерк!
«Подходя ещё ближе, картина с крышей дома и звуком взрыва снова повторилась». А тут ещё и картина ходячая.

Впрочем, у невнимательных авторов коварство проявляют и другие части речи.

«…в глубине души всегда знала, что мне суждена более великая судьба, чем та, которая меня влачила всё это время». Влачимая судьбой – а что, очень звучное название для книги.
«…захотелось прижаться к его груди и упокоить на ней голову». Как-то трагично звучит… Не находите?
«Перемигивающиеся лучи света доносились через бесконечности времени и разбивались о мои зрачки». И здесь тоже заметно разнообразие смыслов.
«Матеря не должны хоронить своих сыновей». Гм… тут точно не нужна запятая после первого слова?
Художник-иллюстратор Scott Brundage
Художник-иллюстратор Scott Brundage
Вишенка на торте: «Ища ключи, ей что-то попалось в руку, но достав это, у девушки возникла ухмылка на лице». Попробуй пойми меня — я такая загадочная.

Ну, да, расшифровать или угадать смысл этих высказываний можно, но должен ли читатель этим заниматься? И почему бы авторам не быть более внимательными и относиться с уважением к своим читателям? Хотя смех, говорят, продлевает жизнь.

Амфиболия как литературный приём

Если амфиболия становится осознанной игрой словами, то она превращается в интересный литературный приём, который оживляет текст, привносит в него дополнительный смысл. Амфиболию как риторический приём изобрели ещё древнегреческие философы и логики. И в эпоху Античности, и в Средневековье она помогала умелым ораторам ставить в тупик своих оппонентов и побеждать в диспутах.

В настоящее время этот приём чаще всего можно встретить в анекдотах, особенно в небольших фразах-перевертышах.

«— Ой, граната!!!
— Да не бойся, она ручная».
«Не надо меня критиковать, лучше высечь... В мраморе».

В художественных произведениях амфиболия используется для создания комического эффекта или для оформления неоднозначных философских мыслей: «Весь мир театр… Хорошо, если не анатомический».

Фото-художник Анатолий Дубовик
Фото-художник Анатолий Дубовик

Можно использовать этот приём и в речи персонажей, обыгрывая не только многозначность слов, но и звучание фраз.

«— Ах, сударыня, вы ли это, вы ли?!
— Я не выла, я пела!»
«— Да вы, барин, с котом живете.
— Это ты, холоп, скотом живёшь, а я человек благородных кровей».

Такая вот есть в лингвистике интересная и коварная штука. Причём, как ошибка, совершенно неистребимая, потому что авторы активно отстаивают своё право говорить и писать так, как им хочется. Точнее, как получится. Ведь читатель и так все понять может, шевелить мозгами полезно. Так что лечу я от речевых ошибок, лечу…А улететь никак не получается.

Делитесь в комментариях своими примерами амфиболии — мы их почитаем. То есть почтим вниманием.

P.S. В примерах орфография и пунктуация сохранены авторские. Это на случай возмущений со стороны читателей, которые слишком переживают из-за ошибок. Все примеры я привожу дословно, так как считаю это более корректным, нежели что-то исправлять.