Найти в Дзене

О БОГЕ ТРОИЦЕ И ЕГО СВОЙСТВАХ

Храмы на Троицу принято украшать зеленью, березками, травой. Все это символы того, что вся жизнь и все бытие есть дар Творца, Которого мы именуем Святой Троицей, нашим Единым Богом. Не менее полезно в этот великий праздник украсить и себя познанием Бога.

Но познать Бога мы можем только через Откровение, то есть только то, что Он благоволил нам открыть о Себе. Мы не можем познать Бога как Он есть, но можем иметь представление о том, какой Он, через учение о свойствах Бога. Это учение издревле изложено в Священном Писании, его разъясняли также и великие отцы Церкви: Иоанн Дамаскин и многие другие учителя.

Итак первым свойством Бога можно назвать Его Единство. Бог Един по Существу и Троичен в Лицах. Его единство не является математической единицей, так как Бога нельзя сосчитать. Все, что можно посчитать, можно и измерить, но Бога нельзя посчитать или измерить, поэтому Его единство выше простой математической единицы, оно есть единство Троицы.

Бог есть Дух. Бог создал все материальное, но Сам Он чужд всякой материальности, Он вне всякой телесности. «Дух плоти и костей не имеет» - сказал Сам Иисус Христос (Лк.24:39). Его бытие отлично от нашего. Слово «дух» в Библии означает бытие ангелов и Бога. Нельзя отождествлять это слово с чем-то материальным.

Бог самобытен и вечен. Это свойство означает, что Бог не имеет в чем-либо причины Своего Бытия. Он всегда был, есть и будет. И нет такого времени, когда Его не было, потому что Он создатель времени, и Сам вне времени. Все, что нас окружает имеет начало от чего-нибудь другого. Мы получили начало жизни от родителей, город возник благодаря своим строителям, но Бог всегда был, поэтому нет смысла говорить о причине Его бытия, потому что Он Сам есть причина всего.

Бог вездесущ. Нет такого места, где бы не присутствовал Бог. Лучше всего это свойство Бога выразил в своей поэзии святой царь Давид. Обращаясь к Богу, он воспел такие слова: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс.138:7-10).

Бог совершенен. Все, что создает человек рано или поздно ломается, да и сам он имеет множество недостатков. Все в этом мире несовершенно. Но если вокруг все несовершенно, то необходимо, чтобы было совершенство. Бог и есть совершенство, Он не имеет недостатков.

Бог неизменяем. На самом деле совершенство и неизменяемость это почти одно и тоже. Совершенен тот, кто не меняется. Диавол был когда-то ангелом, но пал и изменился, а значит потерял совершенство. Человек постоянно меняется, все вокруг на земле постоянно меняется. Но Бог не меняется, и в этом Его совершенство.

Бог всемогущий. Нет ничего, чтобы Бог не смог совершить в этом мире. Как говорит святой Иоанн Дамаскин, Бог может уничтожить весь мир, но не делает этого по Своей любви к творению. Величайший акт всемогущества Божия — это воплощение Бога Слова. Как говорится в одной из молитв в Таинстве Соборования Сын Божий «создался за создание Свое». Бог, Который нематериален, принял на себя плоть человеческую для спасения человека. В этом именно и проявилось его всемогущество — Он Творец, которому не безразлично творение. Он смог создать человека, смог дать ему свободу, всемогуществом Своим избавил человека от погибели.

Во многих песнопениях церковных образно говорится, что неизменяемый Творец как бы изменился для спасения человека. Всемогущество таким образом это особое свойство Бога, которое как бы превозмогает все другие Его свойства

Бог есть любовь. Бог есть любовь жертвенная, Он есть любовь Отца к детям, Он есть любовь Христа к Церкви. Это особое свойство Троицы, которое особым образом проявилось в спасительном подвиге Господа нашего Иисуса Христа: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного...» (Ин.3:16).

Исповедуя Святую Троицу, прославим всемогущество Отца и Сына и Святого Духа, возвеличим Его любовь к нам, последуем за Его совершенством через постоянство в добродетели!

священник Валерий Варнашов