Найти тему

Действуем правильно при предъявлении требований к редакции СМИ!

Оглавление

Для того, чтобы составить и предъявить к редакции СМИ требование об опровержении или размещении ответа, не нужно быть юристом, однако для более эффективной защиты своих прав кое-какие условия необходимо все-таки соблюсти.

Здесь я не буду приводить громоздкие цитаты из Закона о СМИ - с ним вы можете ознакомиться самостоятельно. В этой статье я решила поделиться полезными и практическими советами о том, как нужно действовать в случае, если вы решили предъявить к редакции СМИ требование об опровержении или размещении ответа.

О том, чем отличаются эти два способа защиты прав, я уже писала ранее, поэтому данная статья будет своего рода дополнением к предыдущей публикации «Вас обидели в СМИ: что делать?».

Итак, начнем!

Что необходимо сделать перед предъявлением требования к редакции СМИ?

  • Вы должны убедиться в том, что оспариваемые вами сведения были распространены в отношении именно вас.

В противном случае право на их опровержение или уточнение (право на ответ) у вас отсутствует.

  • Вы должны убедиться в том, что оспариваемые вами сведения были распространены именно в СМИ.

Если они были распространены на информационном ресурсе, который такого статуса не имеет, то Закон о СМИ в данном случае не применим, и действовать нужно совсем иначе. О том, как именно, я расскажу в одной из своих следующих публикаций.

  • Вы должны выяснить данные редакции такого СМИ (как минимум ее наименование и адрес).

Проще всего это сделать на сайте Роскомнадзора, воспользовавшись интерактивным Реестром зарегистрированных СМИ. В случае, если такое СМИ существует в форме сетевого издания, информацию о его редакции вы также можете получить и на его сайте.

  • Вы должны максимально оперативно зафиксировать факт распространения в СМИ оспариваемой вами информации.

Это не только облегчит вам жизнь, но и редакцию может настроить на более мирный лад.

Сделать это не всегда просто, однако вполне возможно, и такую возможность нужно использовать.

К примеру, если оспариваемая информация была размещена на сайте сетевого издания, вы можете сделать скриншоты соответствующих Интернет-страниц, если же – в эфире телеканала, и у него есть свой официальный сайт либо канал YouTube, где публикуются вышедшие в эфир видеоматериалы (хотя это является лишь косвенным доказательством размещения их в эфире), вы можете сделать видеозапись соответствующего материала, и т.д.

Помните, что не каждая редакция СМИ отличается добросовестностью, и размещенные материалы могут быть удалены в любой момент на абсолютно законных основаниях (конечно же, речь идет не о печатных изданиях), что существенно осложнит вам процесс доказывания факта нарушения ваших прав.

-2

Здесь следует отметить, что в случае перехода спора в судебное русло, доказательства, не засвидетельствованные нотариально, могут быть признаны судом ненадлежащими. Как правило, именно на это и ссылаются редакции СМИ в суде, чтобы уйти от ответственности.

Однако замечу, что в обоснование своей позиции в суде вы вправе приводить любые доказательства, полученные законным способом.

При этом скриншоты Интернет-страниц и записи размещенных в сети «Интернет» видеоматериалов, процесс получения которых не был засвидетельствован в нотариальном порядке, стали все чаще приниматься судами в качестве надлежащих доказательств.

На такую возможность указывает и Пленум Верховного суда РФ в пункте 7 постановления от 15.06.2010 №16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» .

В моей практике в 90% случаев суды приобщали к материалам дела доказательства, не засвидетельствованные нотариально.

Поэтому обращаться к нотариусу или нет – решать вам.

Наиболее сложной в плане реализации является фиксация факта распространения сведений в эфире радиоканала или телеканала, не размещающих свои материалы в сети «Интернет», однако по своему опыту скажу, что при желании ничего невозможного нет.

Главное – действовать грамотно, оперативно и законными способами.

В какой срок к редакции СМИ необходимо предъявить требование?

Закон о СМИ устанавливает конкретный срок предъявления к редакции требований об опровержении и размещении ответа – в течение одного года с момента распространения спорных сведений. То есть ваше требование должно быть предъявлено к редакции СМИ до истечения указанного срока.

-3

В какой форме должно быть предъявлено требование?

Вообще Закон о СМИ не содержит четкого указания на то, что само требование должно быть составлено в письменном виде, ограничиваясь лишь условием о возможности представления в редакцию в такой форме текста об опровержении.

Однако для эффективной защиты своих прав вам необходимо располагать законно полученными доказательствами обращения в редакцию СМИ. В противном случае добиться размещения в СМИ опровержения или ответа вам вряд ли удастся.

Поэтому, требование об опровержении (размещении ответа), как правило, составляется в письменном виде, в свободной форме, с соблюдением основных правил делопроизводства.

Текст вашего требования обязательно должен содержать указание на следующие обстоятельства:

  • какие именно сведения не соответствуют действительности, порочат вашу честь, достоинства и/или деловую репутацию;
  • когда, каким образом и в каком именно СМИ они были распространены (очень важный момент!);
  • чем нарушают или ущемляют ваши права и законные интересы.

В моей практике был случай, когда только в суде удалось установить, что редакция, интересы которой я представляла, является ненадлежащим ответчиком, поскольку спорная информация была распространена в совершенно другом СМИ, схожим по наименованию. Поэтому тщательно проверяйте подобную информацию.

В своем требовании вы также можете изложить текст опровержения или ответа, либо приложить его в качестве отдельного документа. В статье 44 Закона о СМИ установлены требования к объему и содержанию такого текста.

Если вы зафиксировали факт распространения оспариваемых сведений - обязательно укажите на это в тексте требования и приложите копию соответствующего материального носителя с записью, распечатку скриншота и т.д. Это может существенно увеличить шансы на удовлетворение вашего требования.

-4

Как направить требование в редакцию СМИ?

Составленное требование вам необходимо направить в редакцию СМИ по почте заказным письмом (желательно с уведомлением) либо вручить под роспись уполномоченному лицу редакции (тоже немаловажный момент). На практике используются и другие способы, среди которых направление требования на адрес электронной почты, однако пока однозначной практики в данной части нет. Поэтому если вы не уверены, что адрес электронной почты является официальным адресом редакции СМИ, рисковать не стоит.

Обязательно удостоверьтесь в том, что ваше требование было зарегистрировано или учтено каким-либо другим способом (попросите редакцию предоставить вам входящий номер или иное подтверждение).

В любом случае при подготовке требования к редакции СМИ вам полезно (и даже необходимо) будет ознакомиться с положениями статей 43-46 Закона о СМИ, регламентирующими порядок размещения опровержения и ответа (комментария, реплики) в СМИ.

Когда ждать результата и ответа от редакции СМИ?

В статье 44 Закона о СМИ указаны сроки размещения редакцией опровержения и ответа в СМИ в зависимости от периодичности его выхода в свет (в эфир).

Однако нужно отметить, что поведение редакции СМИ после получения вашего требования и сам результат будут зависеть от многих факторов.

Если вы все сделали правильно, то примерно через месяц (с момента поступления требования в редакцию) вы обязательно должны будете получить мотивированный ответ на ваше требование, даже если в его удовлетворении будет отказано.

О том, как нужно действовать в случае отказа редакции СМИ в размещении опровержения или ответа, чтобы эффективно защитить свои права, я расскажу в своих следующих публикациях.

Если вам когда-либо приходилось взаимодействовать с редакциями СМИ - расскажите о своем опыте в комментариях к этой статье, поделитесь результатом и своими впечатлениями.

© Екатерина Сидорова, 2021 г.

Если понравилась статья - ставьте👍и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие публикации.