Найти тему
Чердак Умной Эльзы

Китайский след в советском домоводстве

В.К. Жолток. Китайские пионеры в гостях у минских пионеров. 1955 https://oshanbo.livejournal.com/113875.html
В.К. Жолток. Китайские пионеры в гостях у минских пионеров. 1955 https://oshanbo.livejournal.com/113875.html

Между двумя визитами Великого Кормчего Мао в 1949 и 1957 году отношения между Советским Союзом и Китаем были полны демонстраций взаимной любви, о чем, несомненно, говорят плакаты того времени.

Обе страны обменивались делегациями не только на высоком уровне: только за первые годы образования КНР в СССР приезжали с визитом 14 китайских делегаций, а уж советские рабочие, комсомольцы, творческая интеллигенция посетили Поднебесную 23 раза, причем по упрощенной процедуре пересечения границы!

В Китае повсеместно создавались школы русского языка, переводились с русского на китайский и с китайского на русский шедевры литературы. Китайские писатели Дин Лин, Чжоу Либо, Хэ Цзинчжи и Дин Ни получили Сталинские премии в области литературы.

За десять лет на китайский было дублировано 600 советских фильмов! И китайцы с удовольствием смотрели «Судьбу человека», «Хождение за три моря», «Идиот»… Особенно близки оказались картины героические, где герой жертвует собой ради высоких целей – «Александр Матросов», «Повесть о настоящем человеке», «Молодая гвардия», «Зоя Космодемьянская».

Китайскому крестьянству оказались понятны и «Сельская учительница» с трогательной Верой Марецкой в главной роли, и «Кубанские казаки»… Что с того, что на самом деле кинематографическое советское изобилие было далеким от реальности! Они давали надежду, что «Старший брат» поддержит младшего китайского брата – и изобилие придет в новый социалистический Китай! Огромный размах приобрело движение «Учиться у Советского Союза» - проводились лекции, устраивались спектакли по русским произведениям, публиковались рассказы побывавших в СССР.

(Реальный Китай с его страшной в бессмысленной неукротимости культурной революцией был бесконечно далёк от агитплакатов, но идеология редко совпадает с реальностью).

Потрясением для китайцев с их сложной тысячелетней музыкальной культурой оказались привезенные в 1954 году в Пекин опера «Евгений Онегин» и балет (конечно же!) «Лебединое озеро». Уже через год студенты Китайской консерватории с помощью советских специалистов перевели «Онегина» на китайский и поставили оперу. (Хотелось бы это увидеть!)

Обменивались мастерством и художники – Московский художественный институт отправил обучать студентов Константина Мефодьевича Максимова (загляните в википедию – в списке литературы статьи китайских авторов в духе «Роль К.М. Максимова в развитии современной художественной школы Китая». И да, несмотря на все политические перемены китайцы до сих пор стремятся получить художественное образование в России). Зато китайские художники оформили знаменитый ресторан «Пекин», мгновенно ставший элитарным -посещали его и партийные руководители, и звезды театра и эстрады, и криминальные авторитеты.

Имело ли всё это отношение к советскому домоводству? Удивительно, но – да.

В книге «300 полезных советов» (Лениздат, 1957) можно прочитать три совета с национальным колоритом. Следовать ли им? Эффективны ли эти рекомендации? Не знаю. Но поделюсь с удовольствием:

Совет 1. Китайское средство против червей

Для того, чтобы в муке и рисе не заводились черви и долгоносики, в Южном Китае применяется очень простое средство. В каждый куль муки или риса кладут 2-3 головки очищенного и разделенного на дольки чеснока, строго следя за тем, чтобы верхние покровы долек при очистке не были повреждены, так как чеснок от этого загнивает.

Совет 2. Пятна от китайской туши.

Жидкая черная тушь представляет собой соединение сажи с водным раствором шеллака. Растворить высохший шеллак можно бурой (буры – на кончике ножа на столовую ложку воды) или нашатырным спиртом. Эту процедуру можно повторить несколько раз. Пятна от цветной туши уничтожают тем же способом; окраску же пятна надо удалять как анилиновые пятна.

(Между делом – с китайской тушью у меня возникло много вопросов. Идет ли речь о туши, применяемой для каллиграфии? С рук такая тушь, в принципе, легко смывается водой с мылом – говорю как человек рисующий. Но неужели в Ленинграде в частности и в СССР в целом была актуальной тема выведения пятен от китайской туши, которой пользуются художники и каллиграфы? Или же речь идет о туши для письма и черчения? Поставлял ли Китай такую тушь в Советский Союз?)

Совет 3. Китайский способ чистить старые масляные картины

Чтобы хорошо вычистить картину, её натирают кисточкой, обмоченной в известковой воде, после чего промывают 3-4 раза. Она принимает прежний вид и глянец.

Честно говоря, в данном случае я бы поостереглась. Старая масляная живопись штука непростая и лично мне бы было спокойнее обратится к реставратору.

А ещё в СССР стали завозить китайские товары - синие кеды, махровые полотенца, и, конечно, знаменитые китайские термосы ярких расцветок... И если кедам и полотенцам сроки вышли, то термос нет-нет да и попадется на чьей-нибудь кухне. А у вас - сохранился?