Найти тему

Клуб «Лукоморский дуб». Ода Вакху

- Милостивые государе, уважаемые Коты Учёные, - начал свою речь Председатель Бова, намедни, перед Днём рождения нашего любимого Александра Сергеевича Пушкина, перечитал его стихи... любил он жизнь во всех её проявлениях. Любил женщин, был прекрасным другом, но как он воспел застолья!..

- Мальчишкой в Лицее, осенью 1814 года, решил Саша Пушкин с близкими друзьями кутнуть. Упросили дядьку Фому купить им бутылку рома (за что и был дядька уволен), яйца, сахар, принесли самовар и сотворили прекрасный напиток, знаменитый Гогель-могель. За излишнюю весёлость их друга Тыркова начальство прознало об их грехе и наказало честь по чести, но воспоминания-то о пирушке на всю жизнь остались.

- В том же 1814 году лицеисты опять собирались на пирушку, - поддакнул Руслан. - Вот стихотворение 1814 года «Пирующие студенты»:

Друзья! досужный час настал;\ Всё тихо. Всё в покое;\ Скорее скатерть и бокал!\ Сюда вино златое!\ Шипи, шампанское, в стекле.\ Друзья, почто же с Кантом\ Сенека, Тацит на столе, Фольянт над фолиантом?\ Под стол холодных мудрецов,\ Мы полем овладеем;\ Под стол учёных дураков!\ Без них мы пить умеем.

Ужели трезвого найдём\ за скатертью студента?\ На всякий случай изберём\ Скорее президента.\ В награду пьяным он нальёт\ И пунш и грог душистый,\ А вам, спартанцы, поднесёт\ Воды в стакане чистой!\ Апостол неги и прохлад,\ Мой добрый Галич, vale!\ Ты Эпикуров младший брат,\ Душа твоя в бокале.\ Главу венками убери,\ Будь нашим президентом, И станут самые цари\ Завидовать студентам!

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?\ Проснись. Ленивец сонный!\ Ты не под кафедрой сидишь,\ латынью усыплённый.\ Взгляни: здесь круг твоих друзей;\ Бутыль вином налита,\ За здравье нашей музы пей,\ Парнасский волокита.\ Остряк любезный, по рукам!\ Полней бокал досуга!\ И вылей сотню эпиграмм\ На недруга и друга.

- А вот стихотворение «Погреб», тоже лицейского периода, - промурлыкал князь Гвидон: О сжальтесь надо мною,\ Товарищи друзья!\ Красоткой молодою\ Вконец измучен я.

Всечасно я тоскую,\ Горька моя судьба,\ Несите ж круговую,\ Откройте погреба.

Там, там, во льду хранится\ Бутылок гордый строй,\ И портера таится\ Бочонок выписной.

Нам Либер, заикаясь,\ К нему покажет путь, -\ Пойдёмте все, шатаясь, \ Под бочками заснуть!

В них сердца утешенье,\ Награда для певцов,\ И мук любви забвенье,\ И жар моих стихов.

- А вот ещё одно, написанное в 1816 году, - отозвался Руслан, "Заздравный кубок":

Кубок янтарный полон давно –\ Пеной угарной Блещет вино.\ Света дороже\ Сердцу оно;\ Но за кого же\ Выпью вино?

Здравие славы\ Выпью ли я?\ Бранной забавы\ Мы не друзья.\ Это веселье не веселит,\ Дружбы похмелье\ Грома бежит.

Жители неба\ Феба жрецы!»\ Здравие Феба\ Пейте певцы!\ Резвой камены\ Ласки – беда; Ток Иппокрены\ Просто вода.

Пейте за радость\ Юной любви -\ Скроется младость,\ Дети мои…\ Кубок янтарный\ Полон давно\ Я- благодарный -\ Пью за вино.

- А вот ещё одно, - добавил Бова, - 19-летним юношей, в 1818 году, Пушкин написал эпическую оду, которую посвятил древнему римскому богу вина и пиров "Торжество Вакха:

Откуда чудный шум, неистовые клики?\ Кого, куда зовут и бубны и тимпан?\ Что значат радостные лики\ И песни поселян?\ В их круге светлая свобода\ Приняла праздничный венок.\ Но двинулись толпы народа…\ Он приближается… Вот он, вот сильный бог!\ Вот Бахус мирный, вечно юный!\ Вот он, вот Индии герой!\ О радость! Полные тобой\ Дрожат, готовы грянуть струны\ Нелицемерною хвалой!..

Эван, эвое! Дайте чаши!\ Несите свежие венцы!\ Невольники. Где тирсы наши?\ Бежим на мирный бой, отважные бойцы!\ Вот он, вот Вакх! О час отрадный!!\ Державный тирс в его руках;\ Венец желтеет виноградный\ В чернокудрявых волосах…\Течёт. Его младые тигры\ С покорной яростью влекут;\ Кругом летят Эроты, игры -\ И гимны в честь ему поют.\ За ним теснится козлоногий\ И фавнов и сатиров рой,\ Плющом окутаны их роги;\ Бегут смятенною толпой\ Вослед за быстрой колесницей,\ Кто с тростниковую цевницей,\ То с верной кружкою своей;\ Тот, оступившись упадает\ И бархатный ковёр полей\ Вином багровым обливает\ При диком хохоте друзей.\ Там дале вижу дивный ход!\

Звучат весёлые тимпаны;\ Младые нимфы и сильваны,\ Составя шумных хоровод,\ Несут недвижного Силена…\ Вино струится, брызжет пена,\ И розы сыплются кругом;\ Несут за спящим стариком,\ И тирс, символ победы мирной,\ И кубок ьяжко-золотой,\ Венчанный крышкою сапфирной,-\ Подарок Вакха дорогой.\ Но воет берег отдалённый.\Власы раскинув по плечам,\ Венчанны гроздьем, обнаженны,\ Бегут вакханки по горам.\ Тимпаны звонкие, кружась меж их перстами,\ Гремя - и вторят их ужасным голосам.\ Промчалися, летят, свиваются руками,\ Волшебной пляской топчут луг,\ И младость пылкая толпами\ Стекается вокруг.\ Поют неистовые девы;\ Их сладострастные напевы\ В сердца вливают жар любви;\ Их перси дышат вожделеньем;\ Их очи, полные безумством и томленьем,\

Сказали: счастие лови!\ Их вдохновенные движенья\ Сперва изображают нам\ Стыдливость милого смятенья,\ Желанье робкое – а там\ Восторг и дерзость наслажденья.\ Но вот рассыпались - по холмам и полям;\ Махая тирсами, несутся;\ Уж издали их вопли раздаются,\ И гул им вторит по лесам:\ Эван, эвое! Дайте чаши!\ Несите свежие венцы!\ Невольники, где тирсы наши?\ Бежим на мирный бой, отважные бойцы!

В сей день благословенный\ Забвенью бросим суеты!\ Теки вино, струею пенной\ В честь Вакха, муз и красоты!\ Эван, эвое! Дайте чаши!\ Несите свежие венцы!\ Невольники. Где тирсы наши?\ Бежим на мирный бой, отважные бойцы!

- Так и зовёт пойти во след этим вакханкам и наядам, воскликнул Руслан, - а ведь, уважаемые Коты-Учёные, после окончания Лицея в 1819 году, перед тем как Пушкину предстояло идти работать в Министерство иностранных дел, какие пирушки он закатывал с друзьями и девочками полусвета, называл их Венерами... Вот его "Весёлый пир": Я люблю вечерний пир,\ Где веселье председатель,\ А свобода, мой кумир,\ За столом законодатель,\ Где до утра слово пей!\ Заглушает крики песен,\Где просторен круг гостей,\ А кружок бутылок тесен.

- А вот озорное стихотворение «27 МАЯ 1819»: Весёлый вечер в жизни нашей/ Запомним юные друзья;\ Шампанского в стеклянной чаше\ Шипела хладная струя.\ Мы пили – и Венера с нами\ Сидела, прея, за столом\ Когда ж вновь сядем вчетвером\ С . . . . . . . , вином и чубуками?

- А не налить ли нам ещё под "Вакхическую песню"? - сказал князь Гвидон:

Что смолкнул веселия глас?\ Раздайтесь, вакхальны припевы!\ Да здравствуют нежные девы\ И юные жёны, любившие нас!\ Полнее стакан наливайте!\ На звонкое дно\ В густое вино\ Заветные кольца бросайте!\ Подымем стаканы, содвинем их разом!\ Да здравствуют музы, да здравствует разум!\ Ты, солнце святое, гори!\ Как эта лампада бледнеет\ Пред ясным восходом зари,\ Так ложная мудрость мерцает и тлеет\ Пред солнцем бессмертным ума.\ Да здравствует солнце, да скроется тьма!

- Быть по сему! Подымем "Учёных котов"" и сдвинем их разом!

-2

Протокол вёл Бова Королевич

Июнь 2021