Найти в Дзене
Бронзовое кольцо

Вас всех отдадут в детдом, Сююмбике.

Повествование о Сююмбике, дочери «врага народа» 6. Девочка подняла опущенные в пол глаза, посмотрела на детей. Она словно только что проснулась и не понимала, о чем ее спрашивают. Только сейчас до нее стало доходить, что она отвечает за этих детей. Сююмбике испугалась до жути. Как она сможет заменить им мать и отца? Того хуже, как она расстанется с братишками и сестренкой. Их разлучат, раздадут по приютам? Вдруг папа не сможет потом найти детей, что она ему скажет, как объяснит, что растеряла ребятишек? В голове возникли слова: «Не отдам, не позволю. Или вместе выживем, нет так вместе и пропадем». Сююмбике как будто даже улыбнулась этой мысли. Твердо посмотрев в глаза брата, она повторила слова, прозвучавшие в ее голове. Она, сама еще ребенок, не осознавала до конца, как трудно ей будет выполнить данное обещание, скорее всего вообще невозможно. Неприятности начались прямо с утра. Отправив братьев в школу, Сююмбике, забрала младших брата и сестру, пошла копать картошку. Детям велела игр

Повествование о Сююмбике, дочери «врага народа» 6.

                                                         Горестный рассвет ( снимок автора)
Горестный рассвет ( снимок автора)

Девочка подняла опущенные в пол глаза, посмотрела на детей. Она словно только что проснулась и не понимала, о чем ее спрашивают. Только сейчас до нее стало доходить, что она отвечает за этих детей.

Сююмбике испугалась до жути. Как она сможет заменить им мать и отца? Того хуже, как она расстанется с братишками и сестренкой. Их разлучат, раздадут по приютам? Вдруг папа не сможет потом найти детей, что она ему скажет, как объяснит, что растеряла ребятишек? В голове возникли слова: «Не отдам, не позволю. Или вместе выживем, нет так вместе и пропадем».

Сююмбике как будто даже улыбнулась этой мысли. Твердо посмотрев в глаза брата, она повторила слова, прозвучавшие в ее голове. Она, сама еще ребенок, не осознавала до конца, как трудно ей будет выполнить данное обещание, скорее всего вообще невозможно.

Неприятности начались прямо с утра. Отправив братьев в школу, Сююмбике, забрала младших брата и сестру, пошла копать картошку. Детям велела играть тут же под яблоней, чтобы были на глазах. Картофельное поле показалось девочке огромным. Она с ужасом смотрела на длинные ряды, не представляя, как можно справиться с этой работой.

Сююмбике до сих пор не приходилось брать лопату в руки. В голову родителей и мысли не могло прийти приучать хрупкую девочку к тяжелому труду. Кто мог подумать, что ей придется как нежному тепличному цветку, по воле судьбы оказавшемуся в тени за заброшенным сараем, терпеть холод, голод и каждый раз, когда просто так, проходя мимо, грубый сапог наступит на него, находить силы, подняться, распрямиться и жить.

Первые кусты выкопались без труда. Почва была мягкая, подавалась легко. Сююмбике приободрилась. Погода была почти летняя, утренний осенний холодок растаял, спрятался до вечера в кустах. «Сразу буду собирать картошку и убирать ботву» - решила она.

Наполнив ведро клубнями, Сююмбике пошла к дому, дети побежали за ней. В это время, по-хозяйски распахнув ворота, во двор вошла председатель сельсовета в неизменной красной косынке и плюшевом жакете, румяная, черноглазая, пышущая здоровьем, довольная, вроде бы даже радостная.

- Картошку копаешь? Ну, ну. Не стоило бы, зря мучаешься. Садись.

Женщина села на ступеньку крыльца и указала на место рядом с собой.

- Садись, сказала, разговор у меня к тебе. Завтра поеду в район, будем решать вашу судьбу. Ты не думай, я вам только добра желаю, поэтому и пришла. Вообще-то я не обязана тебе докладывать, но скажу: дом этот не ваш, его строили для муллы, а раз его арестовали, вас должны выселить, поняла?

Я догадываюсь, что родственники не мечтают вас забрать. Кормить, одевать вас некому, значит государство вынуждено позаботиться о вас. Советская власть никого не бросает, умейте быть благодарными, при старом режиме пошли бы милостыню собирать. А сейчас даже детям врагов народа найдется место в приютах.

Сююмбике продолжала молча стоять. Одной рукой она прижимала к себе братишку, другой держала за ручку сестренку.

- Ну, чего молчим? Недаром, видно говорят, что ты не от мира сего. Не доходит до тебя что ли? Какая тебе картошка, без тебя выкопают. А ты тряпье свое собирай, три дня тебе сроку. Выселять вас будем. Поняла?

Сююмбике молчала, не в силах произнести ни одного звука. В горле мгновенно пересохло, заныло в груди, проснулся и зашевелился клубок змей в животе. Земля уходила из-под ног. Девочка развернулась, ушла вместе с детьми и села на лавку в кустах сирени, взяв на руки братишку.

- Вот ведь дрянь какая! Я с ней по человеческий разговариваю, свой язык напрягаю. Ишь, пошла она! Погоди, собьют с тебя спесь, научат уважать Советскую власть.

Начало смотрите здесь: Глава 1

Продолжение читайте здесь Глава 7.